Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Всё о безопасности, устойчивости и управляемости.
sun
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 22 янв 2017, 18:53

Re: Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Сообщение sun » 27 мар 2017, 14:41

Когда разгорелась дисуссия о кирдыках, народ начал строить модельки телег с электромоторчиками, вешать их на нитки, так вот была замечена одна особенность, в момент включения мотора с нагрузкой на оси, нос модельки дергался в сторону, при правом вращении винта кажется вправо, при левом влево, ну словом так, что перекос купольностей, вызванный этим, обеспечивал то самое обратное кренение. Экспериметы доказали, что вообще аппарат может валиться в любую сторону, в том числе с неработающим двигателем, достаточно приложить на узел подвеса крутящее воздействие, это доказанный факт, просто вот этот эффект - увод носа телеги при даче газа в обычной жизни чаще всего и провоцирует развитие кирдыка на телегах где присутствуют "два друга". На Вашем видео, про перетянутое одеяло очень хорошо видно, как при даче газа нос телеги уводит влево (видимо винт у Вас левый, так?)
Честно говоря я пока не знаю причин вот этого увода носа телеги при резком увеличении оборотов, эффект такой есть, а над объяснением надо еще думать. Возможно это действие гироскопического момента, который возникает при изменении тангажа, уже думали над этим, момент этот также рабтает в "нужную" сторону.

sun
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 22 янв 2017, 18:53

Re: Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Сообщение sun » 27 мар 2017, 17:20

Собственно вот, я просто скопирую сюда свой пост в Reea:

Кажется я нашел последнее, недостающее звено кирдыка.
То, что обратный крен развивается из-за крутящего воздействия на килевую, вызывая перекос купольностей, факт в-общем состоявшийся. Доказано, что такое затягивание в крен возможно в обе стороны, и даже при неработающем двигателе, но оставался вопрос, почему в жизни все неприятности с кирдыком всегда происходят в сторону, противоположную вращению винта? Сегодня я нашел таки ответ. Точнее путь к ответу впервые нашел Сергей, как-то написав, что в момент включения движка на модельке, нос всегда дергается в сторону, но это дело как-то забылось. Сегодня соорудил быстренко аналог ВМУ (движочек и винт) разместив его на планке, с другой стороны повесил противовес, а саму планку подвесил на проводе.
Получилась такая переврнутая Т, подвешенная за ножку, а на концах перекладины мотор с винтом и противовес.
И включил. И вот что увидел:
https://youtu.be/cldbbSrX-Vo
Напоминаю, вращение винта правое, увод телеги вправо, что на делталете вызывает смещение килевой влево и левый, то есть обратный крен. Вот оно! Вот это вращение прекладины, показанное на видео, в реальной жизни заменяет Сергеев руль, провоцируя кирдык при сочетании флюгерной (курсовой) неустойчивости телеги и разболтанного узла подвеса. Пилот дает газ, или просто как только аппарат отрывает колеса от земли, как вот этот момент дает начальный импульс к повороту телеги и развитию кирдыка.
Смотрите словацкую катастрофу,там все именно так и случлось, как только аппарат оказался в воздухе, телегу вот этим самым моментом (как его назвать) завернуло влево, килевую сдвинло вправо, начало валить в правый крен, в то время как телегу все сильнее заворачивало влево, прогрессирующие "ножницы", кирдык. Или ролик с предыдущего сообщения, там аналогичная ситуация.
Природу этого вращения я пока объяснить не могу. Одно могу сказать это не прецессия, т.к. без винта нет даже намека на поворот планки, хотя якорь имеет приличный гироскопический момент. Нет, вращение планки происходит только при нагружении вала двигателя.

Аватара пользователя
Ins
Пилот-эксперт
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 28 сен 2016, 20:55
Откуда: Москва

Re: Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Сообщение Ins » 27 мар 2017, 19:27

Ну а здесь:

https://youtu.be/fCvXIecMJbw

Я не знаю чьё это видео, но разве это не очевидная иллюстрация влияния реакции сопротивления воздуха винту?
Разве это не очевидно объясняет природу этого вращения в словацкой катастрофе!
Разве не очевидно что раз телега отклонилась, то верхний её конец будет куда-то давить и во что-то упираться!
И разве то, во что он будет упираться, не может быть килевой? А раз так, разве она не может под этим давлением смещаться в сторону и перетягивать за собой одеяло?

И заметьте, на модельке нет носового обтекателя...

sun
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 22 янв 2017, 18:53

Re: Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Сообщение sun » 28 мар 2017, 03:19

Я там не вижу стабильного изменения купольности, только дергания, при увеличении и уменьшении оборотов, когда опорой служит инерция конструкции.
А в воздухе БОКОВОЙ опоры нет, ничто не мешает всему крылу сдинуться вбок на десяток см.
Кроме того, попадалась мне статья, правда на английском, где исследвали влияние РМ на мотоподвеску, так вот там утверждается, что даже если под действем реактивного момента она отклоняется вбок, никакого бокового воздействия на килевую нет, на узел действут по-прежнему только сила тяжести подвески.
Носовой обтекатель является аэродинамическим дестабилизатором только на скорости, в статике это просто вес.
А ролик это тоже Сергея, который изначально и хотел доказать наличие бокового давления на килевую под действием РМ, и опровергнуть мою теорию, но по результатам летных опытов вынужден бы со мной согласиться.

sun
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 22 янв 2017, 18:53

Re: Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Сообщение sun » 28 мар 2017, 03:22

Я же в предыдущем посте наглядно показал, почему и как двигатель оказывает влияние на развитие кирдыка.
Мое видео смотрели? Там все очевидно.

Аватара пользователя
Ins
Пилот-эксперт
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 28 сен 2016, 20:55
Откуда: Москва

Re: Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Сообщение Ins » 28 мар 2017, 04:38

В предыдущем ролике очень большая длина подвеса. Это тот фактор, который уменьшает влияние реактивного момента при боковом (а не крутящем) воздействии на килевую. На моей модельке тоже боковой опоры нет: она висит на вертикальных нитках. На очень длинных нитках. Если бы была опора, они бы отклонились. Но они вертикальны. А крутка сместилась. На ролике Сергея почему нет смещения крутки - так это смотря как сделана и настроена моделька.

Аватара пользователя
Ins
Пилот-эксперт
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 28 сен 2016, 20:55
Откуда: Москва

Re: Катастрофа 11.09.2016 под Дмитровым

Сообщение Ins » 28 мар 2017, 05:29

И да, в этом предыдущем ролике нет ответа на парадокс, наблюдаемый нами в каждом нашем полёте. Как нас с детства учили, дельтаплан - он балансирный. А это значит что при смещении пилота относительно центра давления на крыле оно кренится и поворачивает. Так вот почему, часто бросив руки, мы наблюдаем такую картину: мы смещены, а крыло летит при этом прямо? Прямо, Карл! Несмотря на то что центр тяжести системы смещён. Или это кажущееся смещение, вызванное проворотом телеги как в вашем ролике? Но при этом провороте мы оказались бы с другой стороны симметрии крыла, а всё в точности до наоборот! Значит есть что-то , что отклоняет, не только проворачивает, но ещё и отклоняет телегу от центра тяжести! На ролике Сергея нет и грамма смещения пилота относительно трапеции, несмотря на то что килевая смещается и аппарат кренится без вмешательства рук. Но реальная жизнь совсем другая!


Вернуться в «Уголок безопасности»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость