Главная arrow О федерации arrow История ОФ СЛА arrow 35-летие 1-го Чемпионата СССР по дельтапланерному спорту
35-летие 1-го Чемпионата СССР по дельтапланерному спорту Печать E-mail
27.10.2016 г.

В 2016 году дельтапланеристы 6-й части света отметят 35-летие 1-го Чемпионата СССР по дельтапланерному спорту.

Он проходил в Туве – в географическом центре Азии. Чтобы добраться до Кызыла – столицы Тувы – и не заблудиться, лучше всего – как объяснили мне кызыльчане – сесть на самолет ТУ-154 и лететь прямо на восток до пересечения с Енисеем. Как раз в этом месте расположен крупный индустриальный город Красноярск. До него от Москвы всего-то 4000 км. Ну а от Красноярска до Кызыла – по меркам сибиряков – рукой подать: около 800 км прямого пути на юг, вдоль Енисея, до того места, где река Бий-Хем (Большой Енисей) и Као-Хем (Малый Енисей) сливаются, образуя великую сибирскую реку Улуг-Хем (Енисей).

Енисей я увидел, только перелетев Саяны. Разглядывая через иллюминатор извилины многочисленных притоков Енисея, черточки дорог, многочисленные посёлки в окружении уже убранных пашен, я невольно вспомнил прочитанное в энциклопедическом словаре «Гранатъ» дореволюционного издания. Тува - это бывший Урянхайский край. Ещё каких-то 60 лет назад – в течение 5 месяцев в году он был полностью отрезан от внешнего мира, а летом сообщался с остальной Сибирью только через тропинки, ведущие через Саяны. 62 тысячи населения этого самого континентального в мире края вели в основном кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством, скотоводством и охотой…

Вскоре самолет совершил посадку, подрулил к зданию аэропорта, и через иллюминатор стало видно только синее небо и огромный кумачовый плакат. Едва пассажиры, щурясь от яркого солнца, появились на трапе самолёта, диктор через громкоговоритель зачитал написанный на плакате текст: «Привет участникам 1-го Чемпионата СССР по дельтапланёрному спорту!» и пригласил спортсменов к автобусам для отправки в гостиницу. Почти все пассажиры этого рейса потянулись к автобусам.

Я приехал на Чемпионат в качестве судьи-информатора, но привёз с собой свой дельтаплан, надеясь полетать. Кстати, все участники Чемпионата, включая и судейскую бригаду, прилетели за счёт ДОСААФ. Всем участникам оплачивалась гостинца, доставка автобусом к месту старта, питание. Оплата груза – дельтапланы – также была сделана за счет ДОССАФ. Аппараты мы грузили в самолет и выгружали сами.

Участвовать в Чемпионате я не мог, т.к. к 1981 г. у меня не было достаточного минимума полетов в горах, хотя в моём активе уже и были полёты в Бакуриани , в Крыму и в Карпатах. Полёты в горах, наряду с требованием 20-часового общего налёта на дельтаплане, было необходимым условием допуска к участию в Чемпионате страны.

20 часового налета у меня тоже не было. Набрать при 11- 20-секундных полетах с «Крылатских холмов», при 30-60 секундных полётах на «Трикотажке» в Москве или 10-15-секундных полётах в «Кавголово» в Ленинграде было под силу только избранным. Я же летал больше для удовольствия, что делаю и сейчас отпразновав 31 июля с.г. своего 80-летия, сменив дельтаплан на дельталёт.

Помимо «горного опыта» нужно было еще выиграть соревнования на первенство клубов, районов, городов, областей, чтобы попасть на Чемпионаты союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, а также РСФСР и Вооруженных сил. А вот победители этих соревнований и стали участниками 1-го Чемпионата СССР. Всего их был 40 «героев», во всяком случае, в глазах 1000 дельтапланеристов СССР.

Я победителем никогда не был, хотя занимался спортом и в армии, и в институте и занимаюсь им до сих пор – для удовольствия. С удовольствием выступал в составе 8 солистов, выполняя упражнение «медленный подъем в стойку на руках» под музыку на метровом круге, который держали десяток акробатов на сцене Дворца съездов в Кремле. Это было на концерте в честь 5-го Съезда профсоюзов в 1962 г. Там же во время ночных тренировок поднимался и спускался на руках по лестнице на второй этаж. Для удовольствия крутил на турнике «мельницу» (2 гимнаста крутили «солнце» на одном турнике в противофазе) в составе 40 гимнастов на Открытии Спартакиады в Москве в 1963. Короче, в состав 40 «отборных» я не проходил, а пределом моих мечтаний было просто полетать в Саянах.

Чемпионат был лично-командным. В нем участвовало 2 команды от РСФР, по одной команде от Украинской, Белоруской, Узбекской, Казахской, Грузинской, Литовской, Латвийской, Эстонской ССР. От городов Москвы и Ленинграда выступало 3 команды. Всего 13 команд. Хозяева Чемпионата – команда Тувинской автономной советской социалистической республики – выступала вне зачёта.

На вопрос, что такое Тувинская АССР или коротко Тува, поэт А.Емельянов ответил так:

Что такое Тува?
Это степи, залитые солнцем,
Горных речек разлив
И Дремучих лесов океан,
Синеватые дали
И гор разноцветные кольца,
Зной песков раскаленных
И снежная стужа Саян.

В братской семье народов СССР (кто мог бы тогда подумать, что через 35 лет эти братские народы готовы воевать друг с другом) Тува самая молодая: она добровольно вступила в состав СССР в октябре 1944 г. За несколько десятков лет Тува из отсталого края превратилась в аграрно-индустриальную республику. Наибольшее развитие получили энергетика, угольная, лесная, пищевая промышленность, животноводства. Так было во всех республиках СССР, куда приходили «русские агрессоры», как это стало модным определять Россию в некоторых бывших «братских республиках», вступивших в НАТО. Тувинская пушнина, лекарственное сырьё, - панты маралов, мускус кабарги, корни левзеи и камеди – желанные продукты импорта многих стран мира. В краю сплошной безграмотности в прошлом в Туве в 1981 г. Насчитывалось 181 общеобразовательная школа, где обучалось 67,5 тысяч учащихся – четвертая часть населения Республики, 5 техникумов, Педагогический институт и филиал Красноярского политехнического института.

Административно-политическим центром Тувы является основанный в 1914 г. город Кызыл (по-русски – Красный). В Кызыле, на берегу Енисея установлен в 1964 г. Обелиск, символизирующий географический центр Азии.

Выбор Кызыла в качестве места проведения 1 Чемпионата СССР по дельтапланёрному спорту не случаен. Начиная с 1977 г. Здесь ежегодно проводились соревнования по дельтапланеризму на кубок Тувинского транспортного управления. В них принимали участие команды Красноярска, Томска, Барнаула, Новосибирска, Омска, Братска, Дивногорска и даже команды Москвы и Горького – благо билеты на самолет были вполне доступными для зарплат инженеров, техников и рабочих, а зачастую участие в соревнованиях финансировалось за счет ДОСААФ. Хозяева соревнований обеспечивали хорошую организацию и, исходя из многолетнего опыта наблюдений – прекрасную погоду: умеренно-теплую золотую осень без осадков и с мереными ветрами. Увы, насколько хорошо им удалось организовать размещение участников, их питание (с обязательной плиткой шоколада в день для пилотов!), доставку на дельтадром, само оборудование дельтадрома и даже культурный досуг участников, настолько плохо им удалось договориться с небесной канцелярией о погоде. И это несмотря на то, что за погоду на Чемпионате отвечал дипломированный метеоролог, являющийся по совместительству еще и метеорологом аэропорта. Правда его прогнозы сбывались всегда, несмотря на то, что погода иногда менялась ежечасно – от «зарядов» дождя со снегом – до желания искупаться даже в ледяной воде Енисея, благо пляж был недалеко под дельтадромом. Ну и наконец, главная причина выбора Кызыла – наличие хорошо оборудованного дельтадрома на горе Бом.

Горы занимают 82% территории Тувы. Поэтому найти здесь подходящую для полётов на дельтаплане гору не трудно. Гора Бом расположена вблизи Кызыла, имеет высоту 420 м над уровнем местности, которая сама поднята над морем на 600 м. Гора имеет 3 вершины высотой в 420, 320 и 160 м, соединенных между собой хребтами длиной до 500 м. Западные, северо-западные и северные ветра создавали хорошие динамические восходящие потоки вдоль хребта, соединяющего высоты 420 и 320 м. Эти же ветра, к сожалению, несли с собой холод, дождь и не редко и снег. Выручало солнце. «зной песков раскаленных» мгновенно создавал термические потоки.

Мне повезло. В преддверии Чемпионата Техническая комиссия допустила мой дельтаплан на полёты с высоты 420 м. Проверка была жесткая: проверялся каждый узел, троса, состояние паруса. Несколько аппаратов сошли с дистанции, так и не поднявшись в воздух. На прошедших контроль аппаратах разрешался выполнить контрольный полет с вершины 420 м. Старт был возможен на 3 стороны. Как посоветовали местные дельтапланеристы, полёт лучше всего выполнять вдоль хребта, ведущего к высоте 320 – слева от хребта или справа от него, в зависимости от того, сумел ли пилот сразу после старта набрать высоту или нет. Я стартовал вечером, когда не было ни термика, ни благоприятного ветра. На старте ветер был даже боковым. Сразу же после взлета сделал плавный разворот вправо, чтобы приблизиться к хребту и идти вдоль него на высоте около 300 м. Все пространство влево от хребта представляло собой сильно пересеченную местность высотой от 100 до 250 м. Над ней - по словам местных дельтапланеристов - в ветряный или солнечный день трясет как при езде по булыжной мостовой. Обошел вершину с высотой 320 м. на приличном от нее расстоянии, но находясь на уровне ее вершины, сделал очень плавный поворот влево, затем вошел в очень плоскую спираль (спираль входила в задание), с трудом выполнил ее и пошел на посадку. Место для посадки идеальное: ровное поле с редкими кустиками. На запад и на восток – без ограничений, а с северо-запада поле ограничено шоссе Кызыл - Ак-Довурак и за шоссе – Енисеем. За Енисеем живописное кольцо Саян. Многочисленные острова и берега реки поросли лиственницей и березой, а вряд ли какие еще деревья могут конкурировать с ними по чистоте и яркости желтого цвета в осенний солнечный день. Задним фоном служили Саяны, уже одевшие зимние снеговые шапки, подпушенные снизу еще более яркими лиственницами. Между Енисеем и Саянами залегла степь, светло зеленная, отливающая желтизной от песка и осенней травы. И все это - то торжественно сверкало на солнце, то омрачалось, когда набегали тучки. Даже орлы забывали махать крыльями и застывали в вышине, восхищенные этим великолепием. Я думаю, что красота Енисея, Саян и степи была причиной того, что некоторые чувствительные к живописи пилоты, обалдевшие от увиденного великолепия, забывали о задании и летали подобно обалдевшим орлам.

Я не забыл заданные упражнения, но выполнить их не смог: аппарат был с новыми прямыми латами из пластмассовых трубок для электропроводок: надежда на то, что они выгнутся в полете и примут правильную форму, не оправдалась. Весь полет выполнялся буквально «блинчиком». Итог: не допущен к соревнованиям: на соревнованиях лучше не экспериментировать! В итоге из возможного участника я стал судьей-информатором, т.е. комментатором Чемпионата.

Официально открытие Чемпионата состоялось 21 сентября на центральной площади Кызыла – на площади имени В.И.Ленина. Было много зрителей. Председатель оргкомитета Чемпионата – заместитель председателя Совета министров Тувинской АССР тов. К.С.Шойгу, главный судья соревнований Е.Н.Елизаров и один из первых дельтапланеристов СССР профессор М.Б.Гохберг поздравили спортсменов с праздником открытия Чемпионата, пожелали им высокого мастерства и мягких посадок. Затем зрители, спортсмены и судьи отправились автобусами на дельтадром, где и был поднят флаг Чемпионата. Открытие завершилось показательными полетами.

«Запомним эту дату: 25 сентября 1981 года. В 15 часов 40 минут с вершины горы Бом стартовал Первый пилот Первого Чемпионата СССР по дельтапланерному спорту. По воле жребия им стал Александр Авдеев, чемпион Латвийской ССР 1981 г.» - объявил я в качестве судьи-информатора Чемпионата. Организаторы предоставили в мое распоряжение специальную машину, оборудованную студийной аппаратурой усиления, мощными громкоговорителями и магнитофоном с многочисленными музыкальными записями. Телефон обеспечивал мне связь со старшим судьей на старте и финише. Мандатная комиссия обеспечила меня всевозможной информацией о пилотах, а техническая комиссия – об их аппаратах. Если светило солнце и были зрители – а это было взаимосвязано, то работать было легко и приятно.

В первый день соревнований погода не очень благоприятствовала пилотам: с северо-запада тянул холодный ветер, но зрителей – вопреки заявленной выше закономерности – было довольно много. На автостраде Кызыл – Ак-Довурак останавливались рейсовые автобусы, водители которых - как и их пассажиры не могли оставаться равнодушными при виде пролетавших над ними разноцветных гигантских бабочек. Особый восторг сумевших выбраться после занятия в школе на дельтадром мальчишек и девчонок вызывали крутые виражи и спирали, которые выполнялись прямо над ними. Совершались полеты по выполнению упражнения № 3 –«Максимальный облет вешек». По положению необходимо было разыграть 3 из 9 упражнений, выбор которых определялся только метеорологическими условиями. Каждое упражнение выполнялось в три тура. В зачет шли лучший результат. В итоге двухдневной борьбы победителем в упражнении № 3 стал инженер-авиаконструктор Андрей Каретки. Второе и третье место заняли студент Московского авиационного института Сергей Дробышев и инженер-механик из Ростова-на-Дону Дзарук Нор-Аревян. По условиям этого упражнения на земле были расставлены вешки– входные (ИПМ) на расстоянии 2,5 км от старта и 2 поворотные вешки (ППМ) на расстоянии 500 м от ИПМ. Расстояние между ППМ – 10 м. Необходимо было, пройдя ИПМ, максимальное количество раз обогнуть ППМ, выполняя «восьмерку». Посадку необходимо было выполнить в квадрат со сторонами длиной 100 м. За грубую посадку спортсмен мог потерять 20% заработанных во время выполнения упражнения очков. Время для выполнения этого упражнения ограничивалось 10 минутами. Отсчет времени начинался после прохождения ИПМ. За превышение 10 минутного лимита спортсмен получал «баранку».

Если смотреть сверху, то маршрут, по которому летели дельтапланеристы, выполняя упражнение № 8, походил на гигантскую спираль с диаметром в 4 км и обозначенную 5 вешками (ППМ). Упражнение называлось «полет по маршруту и на точность приземления». За облет ППМ №1 спортсмен получал 7 очков, за облет ППМ №2 – 11, за облет № 3 – 17, за облет №4 – 26 и максимальное количество очков спортсмен получал за облет ППМ № 5 – 39 очков. Кроме того оценивалась и точность приземления. Полет засчитывался при посадке в квадрат со сторонами 100 метров. Очки за посадку начислялись при приземлении в круг диаметром 50 метров. За посадку в центр круга пилот получал 100 очков. Время выполнения полета по этому упражнению ограничивалось 15 минутами. За превышение лимита пилот получал «баранку». Лучшего результата при выполнении этого упражнения добился выступающий вне зачета Виктор Янцов. Однако первое место было присуждено инженеру-электрику из Симферополя Евгению Гриненко, одному из опытных спортсменов СССР. Женя участвовал во многих соревнованиях, в том числе и в розыгрыше кубка «Егер-80» в Венгрии, где показал неплохое время парения – 4 часа 2 минуты. Второе место завоевал Андрей Кареткин и третье –Андрей Перельштейн, инженер-электрик из Ленинграда.

Дельтапланеристам и зрителям не повезло с погодой и в последний день соревнований, когда пилоты должны были выполнять упражнение № 5 «Полет на дальность». Когда машины доставили дельтапланы и спортсменов на вершину горы Бом – к месту старта – из-за Саян поползли мрачные тучи и сразу же стало сумрачно, как поздним вечером. Резко похолодало. Зрители развели костры. Проходили минуты, часы, а долгожданная зеленая ракета, возвещающая о начале полетов, в небе не появлялась. Хуже того: после моросящего дождя посыпалась снежная крупа, подул сильный ветер с порывами до 10-12 м/сек. Только в в седьмом часу вечера небо на западе очистилось, ветер успокоился и подул уже с северо-востока. С шипением в небо взмыла зеленая ракета и через две минуты с макушки горы Бом отделилась еле заметная для зрителей внизу точка: как и в предыдущие дни первым взлетел на дельтаплане «Славутич-УТ» разведчик погоды Вячеслав Лепехин, аспирант Московского физико-технического института. После приземления он по телефону сообщил на старт свои соображения по погоде и оттуда одна за другой стали отрываться еле заметные снизу точки. В первом туре дальше всех пролетел Юрий Комлев из Красноярска. Ненамного от него отстали Вадим Какурин (Москва) и Иозас Лекис (Литва). Тем временем небо снова плотно затянули тучи, стало еще холоднее и уже в сумерках с горы – словно огромные птицы – слетели все пилоты.

Так завершился первый в истории нашей страны чемпионат по дельтапланерному спорту. В последнем упражнении призерами стали Юрий Комлев, Вадим Какурин и член сборной команды из Узбекистана Сергей Казанцев.

На следующий день на дельтадрому вновь было многолюдно. Сюда приехали представители общественности Тувы, организаторы и участники Чемпионата, многочисленные зрители. Погода была такой, какой она и должна была бы быть в соответствии с обещаниями организаторов Чемпионата. Дипломированный метеоролог объявил, что на дельтадромом солнце и дует слабый ветерок. В 10 часов утра 13 команд выстроились в шеренгу, и началась церемония награждения победителей. Главный приз был вручен команде победительнице – первой сборной Российской федерации, в составе которой выступали Андрей Кареткин, Валерий Жеглов и Владимир Петров. Второе место в командном зачете заняла вторая команда Российской федерации в составе: Юрий Комлев, Евгений Антипов и Дзарук Нор-Аревян. На третью ступень почета поднялись Михаил Гохберг, Сергей Дробышев и Вадим Какурин, которые выступали в команде Москвы. Всем им были вручены медали и ценные призы.

В личном зачете абсолютным чемпионом стал сильно и ровно выступающий Андрей Кареткин. Надо заметить, что в этот день Андрей отметил сразу три события: ему исполнилось 27 лет, он стартовал в 2400-тый раз и стал 1-м Абсолютным Чемпионом СССР по дельтапланерному спорту. Неудивительно поэтому, что больше всего призов досталось именно ему. Награды получили также и пилоты, занявшие 2-е и 3-е места в личном зачете: Евгений Гриненко и Дзарук Нор-Аревян.

Организаторы Чемпионата, общественные организации не обошли вниманием и других участников , для которых были учреждены самые различные награды. Приз Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию за мужество получил разведчик погоды Вячеслав Лепехин. Кстати Чемпионат освещали многочисленные журналисты местных и центральных органов печати. Ежедневно в местной прессе печатались подробные статьи о ходе соревнований. Отдел спорта Центрального ТВ представляла журналистка Евгений Подгайская. Ветеран нового вида спорта Михаил Гохберг и самый молодой участник соревнований Владимир Мираков – студент Рижского Краснознаменного института гражданской авиации также получили призы.

После церемонии награждения зрители снова увидели в небе дельтапланеристов, выполнивших свободный полет. Завершился Чемпионат групповым полетом опытных дельтапланеристов.

Завершившийся Чемпионат в Кызыле подвел итоги десятилетнего развития дельтапланерного спорта в СССР. 400 раз стартовали в небо дельтапланеристы в течение недели. Метеорологические условия, как уже говорилось, были неважными, а нередко – плохими. Тем не менее, пилоты ежедневно выполняли полеты и – что немаловажно – за это время не произошло ни одного происшествия, даже незначительного. Это говорит о том, что и мандатная и техническая комиссии (председатели В.Ягнюк и В.Богомолов) допустили к соревнованиям лучших из лучших спортсменов, летающих на надежных аппаратах отечественного – в основном кустарного – производства, а члены судейской бригады четко выполняли свои обязанности (главный судья Е.Н.Елизаров). Полеты с горы Бом не были самыми сложными. Не было например упражнения «Набор высоты и приземление на место старта», хотя организаторы и намеревались включить его в программу соревнований. Из-за метеорологических условий отказались от включения в программу и других упражнений, требующих от пилотов виртуозной техники и большого мастерства. И все-таки необходимо подчеркнуть: то, что показали в небе Тувы лучшие дельтапланеристы страны, заслуживает самой высокой оценки и похвальных слов.

В ходе соревнований выяснилось, что необходимо совершенствовать технику, т.е. летательные аппараты. «Салют – 130 Виктора Янцева, «Атлас» Андрея Кареткина, «Стрела» Евгения Гриненко, «Славутич-УТ» киевлян – вот те аппараты, которые неплохо показали себя на Чемпионате. Разработанный киевлянами учебно-тренировочный дельтаплан «Славутич-УТ» недавно был рекомендован в серийное производство. В соревновании летали и дальнейшие разработки киевлян «Славутич-Спорт», «Славутич-18» и «Славутич-23». На них летали спортсмены команды Министерства авиационной промышленности (Жора Чанов?), которые выступали вне зачета.

Закончились полеты. Наступили последние дни пребывания участников соревнований в гостеприимной Туве. В день закрытия Чемпионата, вечером состоялся розыгрыш четвертого упражнения : «Танцы до упаду и застолья допоздна». На этот раз в соревнованиях участвовали все: и судьи, и спортсмены, и болельщики, и многочисленные представители средств массовой информации. По общему мнению, победителем в этом упражнении стал Дзарук Нор-Аревян и его очаровательная партнерша кызыльчанка Алевтина: они танцевали как боги.

А на следующий день организаторы Чемпионата сделали участникам соревнований еще один подарок - поездку на автобусах в горы. Особенно радовались этому подарку кинооператоры: несмотря на красочность полетов им хотелось оживить и разнообразить свои кадры о полетах местным колоритом, показать пилотов на земле, у костра, с кружкой чая. Были костры, была баранина, был чай по-тувински, были песни, были 23 корреспондента телевидения, радио, центральных и местных газет, приехавшие специально в Туву для освещения 1-го Чемпионата СССР по дельтапланерному спорту. И был прекрасный солнечный день с синим-синим тувинским небом над географическим центром Азии.

Октябрь 1981 г.
Евгений Табакеев
Член Бюро Федерации дельтапланергого спорта СССР

 

 

Крайнее обновление ( 27.10.2016 г. )