Главная arrow Документы arrow История зарождения и развития сверхлегкой авиации arrow Дельтапланеризм - цель, деньги - средство, но надо учиться их зарабатывать
Дельтапланеризм - цель, деньги - средство, но надо учиться их зарабатывать Печать E-mail
13.04.2008 г.

(из опыта развития дельтапланерного спорта в Благовещенске)

Виктор Маслоцов

(события описываю по памяти, по своей летной книжке, за возможные неточности заранее приношу извинения)

1984г.

В своей жизни в свои 34 года при полном жизненном благополучии - за спиной иркутский политехнический институт, не плохое здоровье (вытянул многолетним занятием борьбой "самбо" - хотел было стать тренером), жена, дети, хорошая квартира в центре Благовещенска, машина и гараж, отличные профессия и работа с возможностью зарабатывать большие деньги, поездки каждый год в отпуск "на запад" и за рубеж, авторские свидетельства на изобретения, уважение на работе - лучший рационализатор и т.д., друзья ... я не был счастливым человеком. Вернее, все хорошо, пока не увижу самолет, сразу так защемит... По молодости из-за здоровья я не стал летчиком, рухнула мечта с самого раннего детства.

В Благовещенск как и в Амурскую область дельтапланеризм пришел довольно-таки поздно. В 1983 г. я пытался строить дельтаплан "Вымпел" по "Моделисту-Конструктору". И вот осенью 1984 г. я узнал, что у знакомого мне Якова Михайловича Шевченко есть дельтаплан и он летает! Через некоторое время впервые увидел в живую летящий аппарат - более того, сам помогал его собирать и стартовать пилоту, более того, после двух демонстрационных полетов "аса", я был подцеплен к "Вымпелу-9" из парашютной, пропитанной 88-м клеем ткани, получил инструктаж, куда двигать ручку и с 45-ти метровой горы (выше не было, а глупость позволяла) удачно слетел с посадкой на "живот", тут же повторил полет и был счастлив.

1985г.

Весной 95-го при "подготовке к зональным соревнованиям" на 4-м или 5-м в жизни полете при разбеге - падение и перелом плечевой кости. При операции был поврежден нерв, и рука целый год висела плетью. Опять борьба за здоровье.

1986г.

Осенью 1986 года с Я.М.Шевченко в качестве его техника поехал на сборы в Улан-Удэ, где на горе "Казачке" увидел настоящие полеты, казалось, так не смогу летать никогда. Стал учиться заново. Не буду рассказывать, что такое после тяжелой травмы опять подцепиться к дельтаплану и решиться побежать вниз, бывалые пилоты знают... Вместе с улан-удэнцами поехали в Красноярск, где проходила "Зона". В то время в зоне Восточной Сибири и Дальнего Востока были сильные команды Читинской, Магаданской областей, Бурятии и Якутии, Красноярского и Хабаровского краев - они вели борьбу за места, участвовали команды Приморского края, Тувы. Не было Сахалинской, Камчатской и Амурской областей, наш Я.М. Шевченко по уровню летания не в счет. Возвращался я домой уже освоившим подлеты, набравшим уверенности и главное, со "Славутичем-УТ" на плече, который буквально вымолил Улан-Удэнцев продать. Я благодарен Александру Викторовичу Шустову, в то время тренеру улан-удэнцев, он первым вселил в меня надежду на успех. В Благовещенске втроем - Яков Шевченко, я и Александр Кругло решили создать дельтапланерный клуб с названием "Полет", начальником автоматически выбрали Я.М.Шевченко. Особо об Александре Кругло - один из основателей "Полета", мастеровой человек, полон технических идей, прирожденный авиатор, (в прошлом авиатехник, парашютист-пожарник), влюбленный в дельтапланеризм и хотя по жизни мы с ним разные - в "Полете" это мой основной соратник.

О мытарствах не говорю, отношение ДОСААФ почти везде к дельтапланеризму было одинаковым, но Пограничный райком ДОСААФ г. Благовещенска выделил маленькую, не отапливаемую и заброшенную комнату в большом деревянном доме в центре города, в котором находились также Ленинский райком ДОСААФ и клуб собаководов. Я благодарен Борису Григорьевичу Стабровскому, в то время заместителю по спорту в обкоме ДОСААФ и тренеру благовещенских мотогонщиков - одних из сильнейших в Союзе, он сказал: "Хочешь всерьез - создавай базу прежде всего". Вдвоем с Александром Кругло мы не слезали со "Славутича-УТ", залетав на нем вполне прилично для новичков. Осенью этого же, 1986 года, в Сочи проходила конференция отдела дельтапланерного спорта ЦК ДОСААФ, Я.М.Шевченко по какой-то причине не смог поехать, предложили мне. О полезности для меня этого форума не говорю, но домой возвращался удрученным - в стране уже такое развитие дельтапланеризма, такие великолепные люди - энтузиасты, специалисты, профессионалы возглавляют клубы ... а у нас, в "богом забытой" Амурской области - полный нуль и никогда не будет всерьез и, вообще, тоска...

Пришел в клуб, там удивительное для меня оживление - пришли заниматься Александр Бекреев, Вадим Измайлов, Михаил Вивдич, Владимир Раков с сыном Денисом, Петр Куприенко и другие. Обсуждают ЧП - на полетах при обучении молодой парень сломал руку, жалоба родителей, профсоюзы, прокуратура... Яков Шевченко перепугался, "...я не хочу ответственности..., начальником клуба не буду...". Все смотрят на меня, "...как же, приехал с конференции, уже "опытный", вот и берись... " - предложил Петр Ку-приенко. Выбрали помимо моей воли. Очень часто в жизни я с удивлением встречаю людей, часто рискующих жизнью, я бы сказал "физически храбрых", но при этом "социальных трусов" - они боятся любой ответственности, как бы чего не вышло, не дай бог прокуратура, не дай бог еще чего... ведь не разрешают летать... Может, из-за этого мы вот так ужасно плохо и живем? В октябре магаданцы прислали купленный по моей просьбе на горе Юца у С.В.Сигули спортивный аппарат. Осваиваем. Пока техника личная. В стране разрешили кооперативное движение.

1987г.

В январе 1987 года создаю общественный авиационный Центр СЛА (ОАЦ СЛА) "Полет" при комсомоле (меньше канители и налогов), почему "авиационный Центр"? В ДОСААФ было такое понятие со штатным расписанием, окладами, ведь на что-то надо было при регистрации опереться. У начальника Центра оклад 300 руб. в месяц, аж! На своей работе я начальник самостоятельного дела, со своими монтажными бригадами, ежемесячно несущий прибыль конторе, зарабатываю официально 150-300 руб. и неофициально - от 2000 до 5000 руб. в месяц. Перехожу на основную работу в "Полет" со всем своим делом, сманиваю толкового бухгалтера Наталью Ильиничну Смирнову, и прибыль пошла. Наверное, я был диктатором, но демократичным. Все вопросы в Центре решал Совет из 5-ти человек плюс я с двумя голосами. Но иногда приходилось решать своим авторитетом. Только появились деньги, покупка первого общественного дельтаплана - на Совете победило мнение, что надо купить учебный, лет пять учиться носить его на гору, затем научиться строить самим и только затем... быть может... (здесь я немного утрирую). Покупаем только спортивный, сами стройте учебный "Атлас", из труб от носилок (35 х 2,5), если нет - я ухожу и создам другой клуб... и не просто спортивный, а самый современный, у Рамиля Ишмаева.

Через полгода работы задумался - нет стимула хорошо работать, услышал выступление Святослава Федорова, когда впервые он говорил, что люди должны получать в зависимости от общего результата. Вешаю плакат :"Нам не нужна работа - нам нужен результат работы".

Разрабатываю систему: у нас результат работы - это прибыль, ввожу понятие промежуточной прибыли, от нее начисляется руководству Центра и штатным инструкторам-дельтапланеристам зарплата как процент от прибыли, затем остается прибыль. Какие проценты? Очень просто - есть ДОСААФовские оклады по должностям, мой оклад 300 руб. составил 5,6 % от среднемесячной нашей прибыли за полгода работы. В штатном расписании - оклад= 300 руб. или 5,6% от прибыли. И так всем. С бригадами рабочих договорные отношения и никаких расценок и нарядов. Такую систему оплаты мне пришлось докладывать и отстаивать на бюро горкома партии и ее разрешили. Заставлять работать никого не приходилось. Рабочий день для дельтапланеристов- с 8-00 до 17-00 и с 19-00 до 21-00.Выходной- по графику один вечер в неделю, в субботу, воскресенье- полеты. По проценту у инструктора выходило от 1000 до 4000 руб. в месяц, всего. Плюс оплата за полеты, плюс 10 % за некурение. Я считаю, что при всех равных условиях некурящие работают эффективнее. Если не хочешь так работать, пожалуйста - с 8-00 до 5-00 ,два выходных =150 руб. в месяц, аж! Прогулял, напился - на оклад на месяц-два. Здесь не помогали даже ссылки на висевший плакат со словами В.Мясищева " В человеке важно не отсутствие недостатков, а наличие достоинств". Через некоторое время штат работников составлял 350 человек, четыре бухгалтера, кадровик, восемь видов производственной деятельности со своими директорами, в т.ч. свое строительное управление. Женщины работали на 4-х дневке, с оплатой за 5 дней, по графику, без ущерба работе. Купили старый завод аттракционов поблизости под свое производство, построили еще производственные помещения. Прибыль составляла до 400000 руб. в месяц. Только и разговоров было в городе, что о "Полете". Куда же тратилась прибыль?

После переезда райкомов ДОСААФ в построенный комплекс ДОСААФ, город передал здание в аренду нам. Решительно вытеснили собаководов, поселив их в комнате на своем заводе, здание переделали под нужды дельтапланеризма, "как я показывал пальцем", пристроили гараж-ангар, сделали свое отопление и получили одно из лучших в стране здание под дельтаклуб. Закупили самую современную дельтатехнику и амуницию, включая все и на всех. На складе всегда имелось все необходимое. Обзавелись автотранспортом. Полеты, полеты..., но небольшие - не было более-менее приличной горки, построить бы гору ... Отработали метод обучения новичков на ручной затяжке в зимний период.

Наш первый массовый выезд на сборы в Кызыл в июне 1987 года оказался неудачным, терпим снисходительные взгляды - мы еще не готовы к большим полетам. Посмотрели как летают другие, при нас Виктор Комаровский (сборная Хабаровского края) выполнил нормативы КМС. Позавидовали кызыльцам - нам бы такую гору, и домой, наше время еще не пришло. Вернувшись, осваиваем механизированную буксировку, приделав барабан к заднему колесу ГАЗ-53. Все хорошо, но вот при бестолково большой тяге от троса на спортивном аппарате отрывается Александр Кругло, метрах на 20-30-ти кувырок через "хвост", тут же кувырок через "нос" и... благополучно оказывается на земле, его действия в воздухе были четкими, правда, на земле сильно матерился на оператора "лебедки" (ГАЗ-53) А.Бекреева. А затем на наших глазах гибнет Михаил Вивдич, пролетев некоторое время по прямой после отцепки от троса, Славутич-УТ" перешел в отвесное пикирование, пилот мер по выходу не предпринимал... (мы не наблюдали). Мы пришли к выводу, что Михаилу в воздухе стало плохо, подвело здоровье. Только после его гибели узнали, что он был отчислен из летного училища из-за потери сознания в самолете. Без неба Михаил не мог. Невольно задумаешься о судьбе человека. Одному хоть бы что, а другой сразу... В дальнейших полетах мы убедились, что "Славутич-УТ" из пике сам не выходит, аппарат опасный. Снова небольшие полеты с небольших горок.

1988г.

В мае 1988 года мы провели перед зональными соревнованиями сборы в с.Лазарево Хабаровского края (гора 340 м),где залетали более серьезно, но при облете нового аппарата Виктора Комаровского я сломал нос... В конце мая мы командой (Виктор Маслоцов, Владимир Раков, Александр Кругло, Александр Бондарев, Александр Бекреев) на современных дельтапланах, все в приборах, полностью экипированные, в одинаковых комбинезонах, впервые приняли участие в зональных соревнованиях в Улан-Удэ. К нам отнеслись настороженно, не хотели допускать. Первый большой успех- -четвертое командное место, а также мой первый уход на "Стажере" в термике с 70 до 1500 м на глазах у всех. Мне дороги до сих пор поздравления Николая Ивановича Самодурова и всех остальных, тем более, что погода не баловала потоками. Главное - мы завоевали признание. Июнь-июль -кубок "Центр Азии" (Кызыл) , август - сборы в Феодосии, сентябрь - первые областные соревнования и турнир "Вивдича". Началось дельтапланерное движение в области, помогали, чем могли. Валерий Молдованов из с.Екатеринославки - очень хотел летать и никак не получалось, попросил меня -пошлите в Феодосию, вот там я на моторном научусь. Послали. Не научили его в Феодосии, мол, погоды не было, но психологический барьер Валерий преодолел, а это главное, мы научили и сейчас он отличный пилот, я рад за него.

1989г.

Совет опять не соглашается с моей идеей пригласить к нам опытного спортсмена ,нам нужен рывок в качестве летания, в спортивных успехах. Настоял, убедил. Будучи в Москве (получал новые "Стажеры"),пригласил Михаила Петровского, мастера спорта, члена сборной РСФСР и получил его согласие переехать в Благовещенск после спортивного сезона. Наши спортсмены вторым составом выиграли первенство Якутии. В апреле 1989 года провели тренировочный сбор в Ямполе, в мае - в с.Лазарево, май-июнь - успешное участие в зональных в с.Новоселово (Красноярск). Дома успешно освоили купленную лебедку на базе мотороллера, начались интенсивные полеты на равнине, там, где мы хотим. Купили вторую лебедку. Июнь 1989г. - трагедия, при облете построенного дельталета погиб опытный спортсмен Александр Бондарев. Мы не имели опыта моторных полетов, только осваивали. При взлете в термическую погоду аппарат резко накренило, пилот сбросил газ, ручку на себя...высоты не хватило. Проявился, как я называю "синдром мастерства". Не должен был Александр с его опытом погибнуть, просто он не был готов к полету. Сколько опытнейших пилотов погибло и гибнет из-за этого. Александр был страстным энтузиастом - он жил в селе Среднебелая за 100 км от Благовещенска, работал у нас вахтовым методом и другой жизни (без полетов) не представлял. Август 1989 г. - успешные сборы на Юце. Полеты дома и все местные соревнования только "на лебедке". Возник вопрос - почему бы не летать за деньги? В октябре провели первые полеты - праздник на селе, представьте: все местное население, а также начальство, приезжие и какая-то китайская делегация и просто проезжающие по автотрассе - на окраине села, флаги и транспаранты, мы ведем полеты на буксировке, стартуя буквально в людском коридоре, разбрасываем листовки местных властей, спиралим и садимся чуть ли не на головы, женщины проводят лотерею с выдачей выигрышей - выпускаемых нами, а также прикупленных товаров в 15-00 дня (народ не расходится преждевременно), вокруг дельталета - толпа. Пошла череда таких полетов, для сел это праздник, села становились в очередь... За полеты нам перечислялось от 3000 до 8000 руб. 50% распределялось Советом участникам в зависимости от степени участия, просто полетал - 100 руб., кто организовывал мероприятие и заключал договор, бригаде на лебедке, кто проводил лотерею и т.д. В этот период мне позвонил Николай Самодуров и попросил взять к нам Владимира Кондратова, мастера спорта, члена сборной РСФСР, мы его не знали, но рекомендация ст.тренера сборной России - это весомо. Владимир приехал к нам 5 ноября 1989 года с сомнением в душе, сразу попал на собрание коллектива перед 7 ноября, где речи, премии в конвертах... А на следующий день плановый выезд на полеты - праздник в село. Кондратов был приятно удивлен уровнем наших полетов, ведь ехал в "тьму-таракань", а когда получил 100 руб. за летный день, был поражен наповал. До сих пор вспоминает.

Приехал Михаил Петровский с женой. Для них и Кондратова купили небольшой дом, но Владимир предпочел жить в клубе. Купили еще дом для Эдуарда Сарояна - наш врач и наш спортсмен, но служба загнала его на север, вытащили оттуда.

1990г.

Конечно, с таким дуэтом асов да с нашей экономикой спортивный рост благовещенцев был обеспечен, мы были обречены на успех. Апрель-май - сборы в Алма-Ате. Чемпионат СССР: меня пригласили в судейство, РП (руководитель полетов). Конечно же, летаю последним, выпустив всех. Участвуют американцы, всеми силами сватаем Ирину Матвиенко за Ховарда. Успешно. Сюрпризы погоды, в облаках член сборной России М.Петровский отрывается от дельтаплана, спасают хладнокровие и парашют. Скрыли, что подцепка у председателя техкомиссии была ненадежная, сломался аппарат и все. Иначе бы заставили всех опять проходить техкомиссию. Как РП, вынужден вести тяжелую полемику с полковником местного ДОСААФ, чтобы он не вмешивался в наши дела.

В июне участвуем в Кызыле в череде соревнований, которые впервые проводятся силами самих дельтапланеристов совместно с ДОСААФ, об этом расскажу отдельно. Итак: июнь - зона Сибири и Дальнего Востока - первое место. Июль - финал Чемпионата России - четвертое место. Для меня эти соревнования знаменательны, 4 июля я выполнил нормативы мастера спорта, первым это определил и поздравил меня по радиостанции (я еще был в воздухе) М.Петровский. Завершал я полет на двух крыльях, на дельтапланерных и "выросших своих". Еще что-то подсказал по радиосвязи о потоках Игорю Трефилову, летящему к той же цели. Наверное, это награда судьбы за все вышеописанное, бог все видит. Июль - Кубок СССР (Кызыл), сентябрь - Кубок Микояна (Кызыл). Дома в октябре провели закрытие сезона - Чемпионат Амурской области. Нашему Виктору Кондратьеву присвоено звание судьи республиканской категории. Все эти годы ложу на стол В.И.Забаве отчеты о нашем развитии.

1991г.

Май - участвуем в полетах совместно со сборной СССР на сборах в Белоканах, некоторые сборники ворчат - шестеро благовещенцев на сборах сборной! Я являюсь финансовым распорядителем-организатором соревнований и блюду свою корысть - пусть благовещенцы летают. Тут же проходит 12-тый чемпионат Украины, участвуем. Кубок СССР - участвуем. Признаюсь, я как РП соревнований в последний летный день при отличной погоде пошел наперекор многим именитым спортсменам, просившим "открытую дальность". Наш Виктор Радченко был готов к выполнению мастерских нормативов, нужно было упражнение "25 км с возвращением", он уже прилетался по маршруту, это шанс и я настаиваю, прикрываясь "...завтра уезжать...". Ну, тезка, давай... И Виктор Радченко выполнил норматив! Норматив по набору высоты у него уже был. Виктор Радченко - пришел к нам в "Полет" не в первом наборе, спокойный, уравновешенный, незаметно залетал очень сильно, был замечен тренерами и включен кандидатом в сборную России.

На следующий день я улетел домой, требовалось мое присутствие в Благо-вещенске.

А команда полетела в Алма-Ату, в июне там прошел 10-ый Чемпионат СССР. С удивлением и возмущением узнал, что гл.судья на Кубке СССР З.Е.Нагибина не дала справку о выполненном нормативе Виктору Радченко, мотивируя, что улетел он с горы и сесть должен был на гору, а не на финишную площадку у подножья (находящуюся на траверсе горы). Полный абсурд! Дельтапланеризм не получил еще одного мастера спорта - это вредительство. Не раз замечал, что успехи благовещенцев не всем по душе, но не до такой же степени! Я вынужден отметить, что в дельтапланеризме очень тяжело выполнить нормативы, кроме мастерства и везения (как в любом деле) нужны соответствующий ранг соревнований, удачная погода, состав судей с полномочиями, правильное построение упражнений. Поэтому так мало у нас мастеров спорта по сравнению с другими видами спорта, а это не способствует авторитету дельтапланеризма. Кроме того, при выполнении нормативов применяются всякие уловки, чтобы не присвоить звание. Кроме того, каждый год ужесточаются сами нормативы. Что, с каждым годом летать становится легче? Может, дельтапланы имеют качественный скачок, или у нас появились дельтадромы, где само по себе летается?

Опять Кызыл, июль 1991 г., зональные соревнования - перед строем на открытии Михаил Петровский ...по поручению... вручил мне удостоверение и значок мастера спорта. Хитрец - долго ждал подходящий момент. Было неожиданно и, конечно, радостно: ведь 4 года назад здесь же, в Кызыле, на нас смотрели снисходительно. Результат соревнований: благовещенцы - 1-е место. Финал первенства РСФСР - мы Чемпионы! В сентябре мне присвоили звание судьи республиканской категории.

Не один год на всех дельтапланерных форумах я повторял и повторяю сейчас, что деньги, направленные на благое дело - это хорошо, будут деньги - будет жить, развиваться и процветать наше дело, не будет денег - не будет ни жизни, ни нашего любимого дела. Надеюсь, убедительно доказал это на практике.

Так давайте зарабатывать и как можно больше.

Вот и вся эпопея о всех этапах зарождения и успешного развития дельтапланерного движения в г.Благовещенске Амурской области.

 
« Пред.   След. »