Главная arrow Документы arrow История зарождения и развития сверхлегкой авиации arrow Некоторые эпизоды из одного года моей спортивной жизни - 1981-го
Некоторые эпизоды из одного года моей спортивной жизни - 1981-го Печать E-mail
13.04.2008 г.

Валерий Жеглов

После долгих споров в 1981 году ЦК ДОСААФ СССР принял спортивный план по дельтапланерному спорту, и областные и городские комитеты ДОСААФ были в состоянии выделить некоторые деньги для соревнований.

До 1981 года во многих регионах СССР проводились местные соревнования по дельтапланерному спорту, но в таком количестве они стали доступны огромному числу пилотов только после запуска "спортивной машины".

Первые соревнования Московской области проходили на базе Химкинского РК ДОСААФ в мае 1981 года. Участвовали более 30 спортсменов и около 15 команд. Команда города Долгопрудного в составе В.Лепехина, Н.Лобанова, В.Жеглова заняла 2-е место, а первой была команда города Калининграда (ныне Королев) в составе А.Кареткина, В.Богомолова, В.Земцова.

Зональные соревнования одной из 5-ти зон - Центральной - также проходили в Московской области. В них участвовали команды из Тульской, Липецкой, Воронежской и других областей. Лучшая команда от зоны могла выступать затем в финале Чемпионата России.

В календарном плане соревнований ДОСААФ СССР местом проведения финала Чемпионата России указывался Краснодарский край, но рекогносцировки этого места специалистами проведено не было, а этим поручили заняться Заместителю председателя КК ДОСААФ по авиации, и он нашел подходящее место: это был обрыв скалы (отвесная стена высотой 50-70 м) в районе станицы Даховская (Адыгея), с которой в Гражданскую войну белогвардейцы сбрасывали активистов-большевиков.

На это место за 10 дней до начала соревнований на тренировочные сборы прибыла команда Московской области (А.Кареткин, В.Жеглов, В.Лепехин, В.Богомолов, В.Земцов, С.Рожков). В первый же день по приезду спортсмены пришли на предполагаемый старт: подходить к месту старта - краю обрыва - Слава Лепехин и Андрей Кареткин ближе, чем за 2 метра (без дельтапланов) отказались. Метеоусловия были таковы, что ветер на старте после 11.00 становился попутным. (Как потом мы узнали от организаторов - отдела авиации КК ДОСААФ, - для обеспечения безопасности полетов они собирались натягивать сетку ниже 10 метров от края обрыва.)

Но вечером этого дня команда Московской области решила все же на следующий день начать тренировочные полеты, так как другого места для полетов мы не знали. Тем не менее, на следующий день я и Сергей Рожков, организатор сборов команды, поехали в Майкоп в спорткомитет договариваться о транспорте, о возможности разместить команду и проводить полеты на плато Лагонаки - базе сборной команды СССР по горнолыжному спорту. Тем временем остальные члены команды обязаны были начать тренировочный процесс на месте, описанном выше.

В Майкопе мы кое-что узнали о плато Лагонаки и договорились о размещении команды в вагончике и о машине-вездеходе. Приехав вечером в Даховскую, мы увидели разъяренных пилотов Лепехина и Кареткина, которым достаточно было совершить один старт с обрыва, и на большее они уже были не согласны.

После этого команда Московской области переезжает на плато Лагонаки - полеты там возможны, но все же нам жутковато: начало Главного Кавказского хребта, рядом гора Фишт. Август-месяц, на северной части склона лежит снег, и горнолыжная сборная успешно тренируется до 15 часов дня, затем плато закрывают облака, и так каждый день. Для вновь прибывшего человека это место представлялось как "конец света". Для полетов место просто уникальное.

День начинался со слабого динамика у склона (высота 200 м) в 11.00, и затем можно было пролететь в динамике вдоль склона, там, где перепад был уже 600 м, а в 12.00 начинались термические потоки - это были первые попытки осваивать термики с наборами 300-500 м (Лепехин летал на "Славутиче-УТ").

Пока команда Московской области жила в вагончике и летала, стали постепенно прибывать другие команды - победители своих "зон", и ко дню начала соревнований почти все пилоты облетали это место.

За два дня до начала соревнований на место прибыли их организаторы (как я уже упоминал, авиационный отдел КК ДОСААФ и генерал И.А.Вишняков), хотя в их планы не входило проводить полеты на этом месте, названном мною "конец света". Убедившись, что с обрыва в Даховской взлетать немного опасно, они приехали на плато Лагонаки. Иван Алексеевич Вишняков, выйдя из машины, огляделся вокруг, подозвал авиационных специалистов организаторов и стал оживленно беседовать с ними. К концу этого разговора он стал очень мрачен и попросил меня подойти к нему. Затягивая сигарету и поглядывая на летающие дельтапланы, он сурово спросил меня: "Это ты их всех сюда привел!!?" Я стал лепетать что-то в оправдание, но он остановил меня и сказал: "Ладно, мы тут посоветуемся и примем решение". Отступать было некуда, и "решение" было за плато Лагонаки. Хотя транспорт, выделенный краевым комитетом, не весь мог доехать до места (от Даховской более часа вверх в горы и 10 км по камням по самому плато).

Соревнования состояли из нескольких упражнений: облет вешек, полет по заданному маршруту и на точность приземления. Победителями соревнований стали следующие спортсмены: Андрей Кареткин - 1-е место, Юрий Камлев из Красноярска - 2-е, и у меня - 3-е место. Команда Московской области заняла 1-е место.

 
« Пред.   След. »