ЧЕМПИОНАТ МИРА-99 Печать E-mail
13.04.2008 г.

Место действия

Солдат вермахта в железном шлеме из последних сил отбивается винтовкой от полчищ наседающих врагов... Памятник Защитнику Родины в Нойкирхене полон экспрессии. Его бы поставить рядом с нашим Воином-освободителем - интересная скульптурная группа бы получилась...

О, Руссланд! Йа! Йа! - радостно хлопочет герр Майер, размещая нас в своем пансионе.

Уютные альпийские дома-музеи-гостиницы. Чистенькие улицы, чистые ручьи и реки, чистый горный воздух. Великолепная природа. Горы. Спорт всех видов. Тихая размеренная жизнь и... постоянные праздники. Мы в Австрии.

Чемпионаты Мира проходят раз в два года. ЧМ-97 был в Кастехоне, Испания. ЧМ-99 - здесь, в Восточных Альпах в долине Пинцгау в верхнем течении реки Зальцах. Два городка: Брамберг и Нойкирхен приняли на три недели мировую тусовку из четырех десятков стран. Летные условия здесь прекрасные. А в непогоду тоже есть чем заняться и что посмотреть.

Мы любили брать напрокат маунтенбайки и ездить в горы, к озерам и водопадам. Велосипедные дорожки идут по всей долине и боковым ущельям. Пешеходные тропы ведут дальше на ледники и перевалы. Много подъемников: от привычных вагончиков и бугелей, до экзотического горного метро, вагонеток всех видов и горного парома-лифта, способного поднять целый автобус. Реки в долинах спрямлены (земля стоит дорого!) и выложены камнями. Высокогорные плотины и водохранилища кое-где поднялись к самым ледникам. И в то же время это природный заповедник ( "Высокий Тауэрн"). И в то же время здесь все открыто для туристов, для людей, но цивилизованных людей. Это горная цивилизация, имеющая традиции в сотни лет... Тропинки в горах имеют систему дренажа и поддерживаются в отличном состоянии (о дорогах я уже и не говорю). Я видел как после прошедшего дождя кто-то невидимый сразу расчистил дренаж тропинки от принесенного водой мусора... Через месяц у нас на Юце (Кавказ) после дождя, обходя огромные лужи в колдобинах дороги, я удивлялся, почему никто (ну например жители двух соседних небедных домов с гаражами) не реагируют на это...

А кто это придумал миф что у них в Европе не осталось незагаженной природы, а у нас ее еще немеряно? Мне показалось, что как раз наоборот. Здесь никто не жгет в лесу костров и не устраивает пикников с битьем бутылок и мусором. Перекусывать здесь принято в лесных и горных ресторанчиках и приютах, а для мусора у тропинок расставлены урны. Зато рядом с тропой еловый девственный лес с черникой и земляникой, воду можно смело пить прямо из ручья, за деревьями взлаивают олени. Я не знаю, сколько километров надо отъехать от Питера, чтобы встретить такую природу. Но добило меня то, что здесь нет комаров! Ельник, ручьи, черничник, спелая ягода, а мы в шортах, фантастика!

Мировая тусовка

Брамберг, церемония открытия Чемпионата. 245 пилотов из 40 стран - такого еще не было! Как летать в такой толпе?

Восемь тысяч зрителей обступили улицы Брамберга , свешиваются с цветочных балконов домов, приветственно машут из-за столиков ресторанов... Празднично убранная колонна плэйбоев и любителей адреналина под вспышки фотоаппаратов проходит по улицам к городской площади... На площади с трибуны мавзолея ..., пардон, со сцены нас приветствуют местные Говорящие Головы. Оркестр в кожаных штанах, тирольские стрелки с древними ружьями и пушкой, красавицы в исторических костюмах. А мы высматриваем парапланерных монстров. Узнаем ли мы их, виденных только на видеокассетах и фото в глянцевых журналах? Так, все три последних Чемпиона Мира здесь.

Легендарный швейцарец Ганс Боллингер - Чемпион 93 года в Вербье, Швейцария. Признан - одним из самых вдумчивых и работающих над собой пилотов. Симпатяга Ганс на этот раз побрил свои модно-щетинистые щеки.

А вот бритый череп, бородка-мини и длинный носяра австрийца Штиглера - Чемпиона 95 в Японии. Любимой книги нет, потому что читать некогда..., хобби (после параплана) - мотоцикл. Хотите, чтобы ваши дети стали похожими на этого кумира? Впрочем, о вкусах не спорят...

Гордость Англии и ныне царствующий Чемпион - Джон Пендри ( Испания 97). Большой (и в смысле - длинный ) Джон - дважды Чемпион: и пара и дельта.

А кто это такой: невысокого росточка, с кольцом в ухе, скошенным подбородком дауна и с бурной обезъяньей жестикуляцией? Ты, что-о-о! Да ведь это же тоже дважды Чемпион, автор интеллектуальных статей в "Кросс-кантри" и последних нашумевших предложений по безопасности! Да-а-а? Неужели это Сам...?!!! А что, вполне симпатичный и весьма фотогеничный...

Вот Чемпион 97 среди женщин, французская красавица Санди Кошепа. Ну как ее не узнать, ведь ее фото украшают обложки всех парапланерных журналов Мира. Вот чемпионки прошлых лет: Клара Бернье (Франция), Луиза Крандел (Дания), Джуди Леден (Великобритания).

В глазах рябит от лиц и флагов. Победитель прошлогоднего предчемпионата, облетавший здесь каждую кочку австриец - Генри Кристиан. Итальянская звезда - Джимми Пашер. Тони Бендер, Крис Мюллер, Вальтер Хольцмюллер, Кристиан Тамеггер, Боб Друри. Какие имена! Люди из легенды, живая история! И я их вижу! Сейчас прослежусь от избытка чувств!...

Ба-бах! Огненные струи фейерверка ударили в вечернее небо. На склонах гор зажглись огненные надписи - эмблемы Чемпионата. Официальная часть закончилась и народ повалил на предполагаемый и приличествующий случаю банкет...

А вот банкет прижимистые австрийцы зажали. Видно взноса в 350 баксов, как у нас говорят, только на бейджи и хватило....

Они устроили праздник для себя. В наш импровизированный сарай-ресторан несколько тыщ местных набилось, спортсменам не подойти...Лопочат по своему, гогочат, на нас пальцем показывают...Чикеном их не корми , дай потусоваться в духотище, биром их не пои, дай потолкаться в теснотище! Видно, жизнь у них тут скучная, любой повод для развлечения используют. Нам пример: как надо любить и уважать себя, а не иностранцев. Подумаешь мировая элита, понаехали тут... Ну и ладно, пусть веселятся, а мы усталые, но голодные, посредством поднятого пальца поедем домой в Нойкирхен баиньки, ведь завтра полеты.

Великолепная семерка

Под российским флагом нас выступает семеро: Шорохов Николай, Колодий Александр, Кушлевич Олег, Костромитин Сергей, Вербицкая Маша, Абабков Ваня и я. 7 из 8 возможных, почти полный состав.

Под казахским флагом в гордом одиночестве марширует Круглов Алексей. А Украину представляют Шибинский Сергей и Милевский Анатолий. Больше из бывшего СССР - никого.

Наш тим-лидер Саша Колодий (Москва) - самый опытный среди нас. Имеет за спиной славное дельтапланерное прошлое и зарубежный опыт. Дважды Чемпион СНГ по парапланам. Свои длинные темные волосы Саша то собирает в хвост, то распускает и расчесывает...В сочетании с бородкой и ослепительно белозубой улыбкой смотрится мужественно-эротично. Единственный, кому оплатили эту поездку. (На этом месте могла бы быть Ваша реклама). На ЧМ97 Саша был 114-ым (из 181)

Шорохов Коля (Москва) до прошлогодней травмы был 1-ым номером в Российском рейтинге. И вот он снова здоров и с нами. Нос с горбинкой, соломенные усы и кудри из-под соломенной шляпы. Портреты фотогеничного Коли украшают многие Российские спортивные журналы. Добродушный тусовщик Коля никогда не расстается со своей соломенной шляпой, и, начав, никогда не понижает градус... На ЧМ97 был 94-ым, т.е. в серединке, что является очень неплохим для наших результатом. Коля больше тусуется по заграницам, имея большой международный соревновательный опыт, но, иногда участвует и в наших, Российских соревнованиях.

Олег Кушлевич (Москва) один из первых и наиболее опытных Российских парапланеристов. Преуспевает не только в спорте, но и в парапланерном бизнесе. Олег участвует в Чемпионате Мира уже в третий раз. На ЧМ97 был136-ым. Соревнуется в основном за рубежом. Мы уже забыли, когда видели Олега на Чемпионатах и Кубках России и СНГ...

Костромитин Сергей и Маша Вербицкая (Москва) - молодая парапланерная семья. Симпатичные ребята, представители нового поколения, потеснившие парастаричков. Выступают еще неровно, но иногда очень результативно. Сергей на прошлогоднем Чемпионате Европы в Испании обыграл всех наших монстров. Мы ждем от него высоких результатов. Маша за границей впервые. Среди женщин России Маша - звезда первой величины.

Ваня Абабков (Алтай) - совсем юный (18 лет!), но очень развитой и продвинутый сибирский гигант (195 см, 95 кг). Заняв 6 место на СНГ98, он сходу ворвался в рейтинговую таблицу и сборную России. На Чемпионат Мира его собирала "вся Сибирь". Наши надежды на подрастающее поколение.

Я, Собетов Андрей (Санкт-Петербург). Мой лучший результат - 4 место на СНГ98. В зарубежных соревнованиях буду участвовать впервые. Спонсоров нет, никому ничего не должен, буду летать как плейбой - в свое удовольствие...

Семь плюс - Леха Круглов. Хоть он теперь выступает за Казахстан, но парень то он нашенский... Мы уже запутались считать, сколько раз он выигрывал все наши соревнования. Спортивная звезда России и в то же время - бомж. Наконец казахский паспорт дал ему возможность поехать за границу. Мы ждем от него феноменальных результатов.

Интересно, обыграем мы здесь хоть кого-нибудь? Ну! Кого-нибудь обязательно должны...

Старт дан

4.06.99. Первый день. Старт - Вильдкогель (2100, превышение над долиной1200-1300 м). Дистанция 107,8 км до цели с возвращением. Вот так, сразу! До цели (56,8 км) надо взять еще 2 ППМ, после нее еще один. Маршрут похож на тот , что я летал вчера на тренировке. Удачно!

Погода слабее, чем вчера. Окно открыто с12-00 до14-00. Волнуюсь. Готовлюсь, как бы чего не забыть, раскладываю под пленкой планшета, на карте фотографии ППМ-ов. Старт дан! Народ крутится у склона, набирает вяло, некоторые сыпятся вниз, глядя на них, стартовать не хочется. Жду. Из наших взлетает Кушлевич, сыпется: ниже, ниже, скрывается за елками...Тоска. Жду. А лидеры уже улетели (что их там держит?). Уже видны столбы цветной мошкары над соседним ущельем.... Надо лететь! Стартую в12-31, потихоньку набираю, смещаясь по маршруту. Надо пройти до пункта №20 в 5 км вдоль хребта на запад, потом вернуться на старт, пройти пару километров на восток, найти (ха-ха) и снять стартовые ворота, которые откроют с 13-00 до 14-30 (воздушный старт). Все это - как бы Эль нулевое, что бы народ рассосался. Потом надо лететь собственно маршрут вдоль хребта до озера Цель-ам-Зее и дальше за озеро в горы до пункта №8, а потом обратно, взять телевышку над Брамбергом и на посадку, вот и все...

Мой девиз: "Медленно, но надежно". Лидеров мне все равно не догнать, а пройти побольше, желательно весь маршрут, хочется. Перед первым поворотником долго набираю высоту над знакомым скальным гребнем и цирком. Выпускаю вперед других, отслеживаю их глиссаду к ППМ : низко, ох низко... Подкоплю-ка я еще высоты...Вот пошел вперед знакомый желтый "Вэриор", это Маша Вербицкая. Что-то низенько...Вот она уже над пунктом (пара домишек на склоне). Э-э-э, садится! А у меня высоты вдоволь, взял пункт и вернулся. А все наши, похоже, уже вперед улетели, позади лишь повторно стартанувший Кушлевич. Зато сел внизу именитый Давид Дагаулт из команды Франции, трое корейцев, чех и еще куча народа. А я еще лечу. И это хорошо!

Стартовых ворот на месте не оказалось! Теперь я понял, что значит: "Надо поискать". Это судейская шутка. Следя за недоуменным рысканием других аппаратов, я все же вычислил, где ворота. Вот она белая стрелка, на пару км ближе, чем точка, указанная этим шутником на карте. Ну, все, делаю фото, лечу дальше.

Вчера летелось легко, под облаками. А сегодня иду тяжело, низко, медленно, часто теряя высоту и подолгу выцарапываясь у склонов. За Миттерзилем просел ниже гребня. Обрабатываю дохлый динамик в травянистом цирке, теряю высоту, теряю! Докатился. Еще немного и сяду прямо здесь. Ну, нет, топать из гор по лесам до дороги не хочу! Надо или вниз, или вверх. Еще поборемся! Рискую. Ох, рискую, работая так впритирку к склону и гребню, разделяющему цирки. Дерусь за каждый сантиметр высоты, но пока проигрываю. Наконец удар под крыло и вверх. Пошел обратный отсчет сантиметров и метров. Кажется, переждал. Надо выбираться отсюда. Уже подо мной гребень, скалистая вершина. Надо бы еще выше, в верхний эшелон. Но не получается, как заколдовали. А там вверху под облаками первые парапланы уже летят обратно! Неужели уже взяли поворотник? А я прошел только треть маршрута...

Гроза над Цель-ам-Зее

Подползаю к последним горам перед Цель-ам-Зее. Именно подползаю, скорость относительно земли заметно упала. Значит, усилился встречный ветер. Этого еще не хватало! Встаю на акселератор, пробиваюсь через последний гребень. Все, подо мной озеро. За ним километрах в восьми пункт - станция канатки на гребне, замыкающем цирк. Надо туда. Но как? С юга нельзя, там аэродром, запретная для нас зона. Можно прямо через озеро (1,5 км над водой), или севера - небольшой крюк. У меня над озером метров 800 -900. Иду в нулях и слабых минусах, а иногда и плюсах... Ветер пока пробиваю. Могу идти прямо над озером, а могу с севера. Все нормально?

Нет, что-то мне не нравится... Не нравится мне что-то...Эта рябь на воде...Этот сильный боковой ветер...Эта странная синева справа...А главное - эти странные вкрадчивые нули над озером... Почему это здесь нули, когда я по всем законам ожидал минуса? А где другие парапланы? Их вокруг не густо: штуки три пробиваются севернее озера, их, похоже, снесло. Один только что пролетел обратно и пара маячит впереди. Пробиваются в цирк к ППМ-у, их тоже сносит ветром, но они не сдаются. Пока все в норме? Учту ветровой снос. Выжимаю акселератор и вперед на центр озера, а с учетом сноса окажусь на краю. Вот какой я умный! Вроде на акселераторе еще пробиваюсь. Борюсь, борюсь с ветром! А вот и плюсы пошли! Хорошо? Только вот вперед не пробиваюсь. А по озеру уже белые барашки пошли... А синева справа как-то подозрительно сгустилась, стала отливать свинцом и заметно приблизилась...А ведь ветер то, эта бяка перед собой гонит...Я уже почти перелетел озеро. Но впереди уже никого..., сбоку народ сильно снесло на север, а рядом один складывает уши...Эх, обидно, пункт так близко! А может рискнуть и в горы? А гроза пройдет стороной? Варио приглашающе пищит, показывая усиливающийся набор...

ДАЖЕ И НЕ ДУМАЙ, ПАРЕНЬ! Из кумулонимбуса живыми не возвращаются! Хочешь, как те итальянцы, навсегда раствориться в небе? Хочешь, как тот хорват узнать, что такое плюс 18? Хочешь, чтобы твой замороженный труп летал на семи тысячах метров? Нет, не хочу!

А варио пищит все сильнее, зараза! Гроза засасывает меня! Пора драпать! Только без паники. Пробую уши. Не помогает! Так я и думал! Доигрался, допрыгался. Раньше думать, дурная голова, было нужно! Что ты можешь еще сделать? Что есть силы втягиваю Б- ряд. Раньше это мне неплохо помогало, разгонялся до -9. Да, пошло снижение! Но болтанка! Что это? Купол нестабилен, непослушен, улетает назад за голову. Так дело не пойдет. Отпускаю стропы. Хоп! Крыло улетает под ноги. Падаю как в невесомости. Ловлю крыло. Началось! Ладно. Выжимаю акселератор, лечу теперь по ветру на север, в долину, пытаюсь обогнать грозу. Обгоняю ветер. Снова складываю уши, акселератор до упора и в спираль корпусом. Есть снижение! Подо мной уже земля, а не вода, если что, падать будет больно... Мысль бросить запаску в голову все же не приходит. А вот японец бросил прямо над озером. И сел прямо в озеро! Не утонул, вытащили. Вот была хохма, когда он свою точку на карте прямо в озеро поставил!

Все нормально. Земля приближается. Скорее, скорее сесть! Разворот против ветра. Вот это скорость! Лечу на выжатом акселераторе... задом наперед - только мелькают домики, поля, и колючая проволока заборов. Так, этого мне только не хватало! Надо срывать купол прямо над забором, разделяющим эти игрушечные поля, чтобы успеть затормозить и не одеться на следующий. Так и делаю. Фу-у-х, повезло, у земли как раз порыв ослаб. Сел! Жив! Как мне повезло!

Официально объявленная скорость ветра в этот день была до 70 км/час...Вертолеты со спасателями и врачами неоднократно курсировали по долине. Работы им сегодня хватало...

81 счастливчик сделали весь маршрут в зачетное время! Еще несколько пилотов были близки к этому. А те 150, кто летел медленнее, оказались в заложниках у грозы и боролись в основном за выживание. Я пролетел 48, 4 км за 3 часа 59 мин. Мало и очень медленно. А лучший результат дня у Генри Кристиана (Австрия, Нова, Прото)107,8 км за 2 часа 44 мин 08 сек! Кристиан оторвался от ближайшего соперника - Криса Мюллера (Канада, Бумеранг) на целых 13 минут. Он показал фантастическую среднюю путевую скорость на этом длинном маршруте с возвращением - 35,5 км/ч! Третьим пришел Ганс Боллингер (Швейцария, Бумеранг). Из наших до финиша не долетел никто (уважительная причина - гроза помешала...). Дальше всех улетел казах Круглов - 82,3 км, Рядом Костромитин - 82,2 км. Коля Шорохов сел спасать упавшего в горах в районе 60-го км поляка, получил бонус: очки, как если бы он прошел всю дистанцию, но без времени. Кушлевич и Колодий сели где-то рядом со мной, 50 и 48,5 км соответственно. Ваня - 41,4 км. Маша - "бомбит аут" и 10 км. Украина: у Шибинского "бомбит аут", у Милевского - 17,9 км

А главное мы все выжили в этом катаклизме! Вечером впечатления: Саша Колодий два раза заходил на поворотник и оба раза отступал перед усилившимся ветром. Сергей Костромитин попал в сильные предгрозовые плюсы уже на обратном пути. И чтобы уйти от грозы и сесть, чего только не делал: и спиралил, и купол сам складывал. Круглову, оказывается, на старте влетел в купол кореец! Кое-как расцепились, разошлись. А уходя от грозы, Леха не смог снизиться в долине и пошел сбрасывать высоту в горах, там закрутил такую крутую спираль, что от перегрузки разошлась молния на кармане подвески и вылетел балласт! Алексей сел на вершину, нашел балласт (он не взорвался!) и пешком дошел по горам до шоссе. А вот Ване Абабкову пришлось хуже всех, запертый сильным ветром в узком боковом ущелье, он получил по полной программе "30 минут борьбы за жизнь" в роторе. Серии мощных ассиметрий, швыряний-вращений и, наконец, - галстук. Чтобы развязать узел, Ване пришлось сорвать оставшуюся половину крыла и падать, пока не развяжется! Ужас! Кошмар! Как он оттуда выбрался, вообще непонятно... Поднимаем бокалы за безопасность полетов ... Только в 11 вечера приехал Шорохов и подлил масла в огонь: еле вытащили из гор поляка, у него серьезный перелом ноги и сотрясение мозга...Вроде бы еще упал бразилец, американца и австралийца сдуло от маршрута на 10 км в горы Кицбюля (гробанешься там и будешь лежать пока не найдут...). Японца выловили из озера, много народа развесилось на деревьях.... Но могло быть еще хуже. Да, нам еще повезло! Поднимаем бокалы за то, что хорошо кончается!

Летать или убиваться?

11 команд подали коллективный протест с требованием отменить летный день по причине грозы на маршруте, создавшей опасность, для минимум 150 пилотов. Наш тим-лидер Саша Колодий от имени России тоже выступил за отмену. Жюри ФАИ отклонило протест. День зачтен. Потому, что, во 1-ых: упражнение не отменили организаторы. Во 2-ых, как сказал почтенный Ноэль Виттал (папа отца формулы-1 Роба): " Каждому были предоставлены одинаковое время и равные возможности сделать упражнение. Может быть это жестоко, даже страшно, но это честно". В 3-их: летать - это опасно (а вы не знали?), но меру риска каждый пилот должен выбирать сам.

Однако многие этим не удовлетворились и продолжили дискуссию. Больше всех переживали американцы. Поспорили маленько и мы. Можно сформулировать две крайние точки зрения. 1-я: Упражнение надо отменять, если хоть одного пилота застала гроза на маршруте (даже если все остальные спокойно пролетели весь маршрут). 2-я: Упражнение разыграно, если хотя бы один сумел пролететь (даже если все остальные поубивались). Надеюсь, ваше мнение по этому поводу не изменится в зависимости от того, в какую группу вы попали... Конечно, нужно отменять не задним числом ("в память о погибших" и для переигрывания результатов выживших), а для предотвращения полетов в убивалово. ДО, а не ПОСЛЕ. Но как практически это сделать? 100%-но надежные метеообеспечение и связь - вот что для этого надо. Каждому пилоту - рацию или даже радиотелефон и наблюдателей по маршруту. Легко сказать! А если этого нет? Тогда пилотам лучше заранее знать позицию судей по этому вопросу...

"Я думал, ты сядешь раньше" - сказал, наблюдавший за моими трепыханиями над озером Кушлевич. Я бы без раздумий сел, если бы знал, что упражнение отменят (многие пилоты по рации умоляли судей сделать это). Что я - псих, по доброй воле в такую погоду летать? А так фигушки, будем бороться до конца (до какого такого конца?...), что я - псих, по доброй воле другим очки уступать? От героя до дурака один шаг...

Понятно, что за 4-6 часов полета переразвитие погоды, особенно в горах весьма вероятно. И аутсайдеры всегда могут подать протест. А летных дней и так мало. А соревнования нужно разыграть. И организаторы будут использовать для этого все возможности. А риск исключить в принципе нельзя. Такие правила игры. Окно открыто. Лететь или нет - решайте сами. Ну что, полетели?

Это сумасшествие!

Окно открыто! Клубящиеся над стартом облака обрамляют это окошко, в котором временами просвечивает кусочек долины. Ветер в спину.

Одни недоуменно озираются, другие деловито раскладываются и стартуют...с обратного склона. Потом быстро разворачиваются и через понижение в хребте перелетают на нашу (и ротора) сторону. Пока ветер слабый, это проходит. Все больше аппаратов то скрывается в облаках, то выныривает из них, кружась над стартом... А сзади медленно, но верно подползает совсем уж нехорошего вида туча, в которой грохочет и сверкает...Эпическая картина!

Из наших стартовал только Шорохов ( вот псих!). А вдруг улетит? Страшно! Сверкнула молния. Тоже страшно! "Андрей, неужели ты хочешь лететь?" - ходит вокруг кругами юный Ваня...Идет игра нервов. "Смотри что делается, надо сказать организаторам, пусть отменят упражнение!"- беспокоится Ваня. А то они не видят! Да, крепкие у них нервы. А может, мы тут все психи?

Грохочет уже рядом, пора или улетать, или складываться, а то намочит. Громко задудела дудка - отмена, наконец-то! "Садись, Коля! Садись, отменили!" - радостно закудахтали мы по радио...

И хлынул... град! Ледяные шарики по полтора сантиметра больно бьют даже рикошетом. Хорошо, успели под крышу, а так парапланы бы в решето.

Погоды нет. Но организаторы стараются использовать любую возможность. День за днем соревнуемся в полетах в непогоду - ужас? Над нами навис призрак неразыгранного Чемпионата - вот это ужас.

Снова облака на старте. Снова подходит дождь, а может быть шквал, а может быть гроза. Но пока вроде тихо, только метут седые космы, только капают первые капли... Сидеть под дождем на старте? Нет уж, хоть вниз, но слечу. Стартую! Облака вяло подсасывают. Кружусь под мрачным свинцом. Капает. Кто там верещит бабьим голосом? Чуть не столкнулся с какой-то пилотессой. Пардон, мадам, забыл включить на очках дворники, ни хрена не вижу! Ладно, пора отваливать из-под этих облаков, пусть очки ветром высушит. Все тянут глиссаду к Миттерзилю. Минуса. Идем плотно друг за другом, скребя подвесками елки. Понятно, что далеко улететь сегодня не удастся. Но эти черти лидеры наверняка сделают невозможное и день зачтут. На старте хлынул ливень. Из наших успели стартовать только я и Круглов. Теперь мы слышим по рации печальные голоса оставшихся на старте. Боллингер и еще несколько монстров не стартовали. Круто! Американцы канючат у судей, чтобы день отменили, говорят, что летать в такую погоду - сумасшедствие. Судьи непреклонны... Интересно, какой процент потерь должен быть, чтобы они дрогнули?...

Неумолимо снижаемся. Что там на шоссе? Почему стоят машины, а вокруг лежат купола? Что-то явно случилось, но что? Сел, подошел Обгорелые лоскуты параплана на проводах высоковольтной линии, закрывающие простынями тело медики... Пилот из Тайваня не заметил боковой отвилки от основной ЛЭП. "Это было кошмарное зрелище - рассказал белый как полотно болгарин - он горел синим огнем, пока на нем не сгорела подвеска, тогда он упал на землю и его смогли потушить". Прибывший через несколько минут вертолет увез его в клинику в Инсбрук, он был еще жив, но потерял 40% кожи...

Упражнение наконец-то отменили... Шквал и ливень мы с Лехой встретили уже в автобусе подбора.

Когда стало ясно, что в оставшиеся дни Чемпионат не разыграть, организаторы пошли на то, что бы в один (непогожий!) день пытаться ставить по два упражнения, одно из которых смотрелось смехотворно. Но ничего из этих стартов в дождь не получилось.

Американцы в знак протеста покинули соревнования. Свое мнение обо всем этом они опубликовали в Интернете: "Погода была ужасной, организаторы еще хуже" (вот это - по-нашему, по-домбайски!). Вслед за ними "от такой погоды и таких полетов" уехали команды Франции, Великобритании и еще несколько. Впрочем, все команды- лидеры остались...

Поняв, что соревнования в зачет не пойдут, уехали Кушлевич, Шорохов. Уехали украинцы. А мы остались и получили еще один летный день.

Я, тем не менее, считаю, что организаторы работали хорошо. Они делали все, что можно сделать, чтобы Чемпионат состоялся. Вот если бы они этого не делали, и мы бы пропустили хоть одно упражнение, которое можно было бы отыграть, тогда они были бы виноваты. А это нытье по поводу плохой погоды, в которой кто-то виноват - "Домбайский синдром".

Жизнь после жизни

17.07.99 День второй. Да, всего через две недели после первого мы получили второй летный день. Ура-а-а! Народ на старте бодро готовится к продолжению Чемпионата, теперь уже неофициального.

Упражнение: Полет до цели через ППМ с возвращением. 47,5 км. Старт - Вильдкогель. ППМ - дом на склоне над Миттерзилем. Цель - кирха за Уттендорфом на другой стороне долины. Финиш - Нойкирхен.

Погода стала улучшаться, еще бы - крайний день соревнований...

Удалось набрать аж 200 м над стартом. После ППМ-а при переходе на другую сторону долины почти все потерял. Но цель взял и вскоре сел у Пиртендорфа , пройдя всего 27,6 км. Почти все наши сели рядом в пределах 5 км. Только Саша Колодий оторвался от коллектива и долетел-таки до финиша. Молодец! Круглов тоже наверное, мог бы, но заблудился со своим GPS-ом и рыскал по окрестностям в поисках кирхи. В результате так и сел... почти на нее.

Первым на финиш пришел канадец Крис Мюллер: за 1 час 15 мин 59 сек. Он показал путевую скорость - 37,51 км/ч! (Да как они летают? Встал на акселератор и пошел?). Вторым стал Мануэль Донди (Италия, Бумеранг), третьим Бодо Генц (Германия, Бумеранг).

А погода продолжает улучшаться...все правильно, ведь завтра отъезд.

Результаты

1 - Генри Кристиан, Австрия, Нова Прото.

2 - Крис Мюллер, Канада, Бумеранг.

3 - Вальтер Хольцмюллер, Австрия, Эксперт

4 - Ганс Боллингер, Швейцария, Бумеранг.

5 -Джеонг Сей Йонг, Корея, Бумеранг.

6 - Джимми Пашер, Италия, Бумеранг.

7 - Бодо Генц, Германия, Бумеранг.

8 - Стив Кох, Швейцария, Омега 4.

9 - Ачим Джус, Германия, Бумеранг.

10 - Петер Вонканел, Швейцария, Эксперт.

14 -Стефан Штиглер,Австрия, Гамбит

76 - Роб Виттал, Великобритания, Протон.

92 - Костромитин Сергей, Россия, Эклипс.

93 - Колодий Александр, Россия, Эклипс

121 - Круглов Алексей, Казахстан, Корвет

125 - Джон Пендри, Великобритания, Протон. УРА-А-А Сереге, Лехе и Сане!!!

127 - Шорохов Николай, Феникс.

136 - Санди Кошепа, Франция, Сектор. УРА-А-А Коле!!!

151 - Собетов Андрей, Россия, Райвел.

155 - Абабков Иван, Россия, Райвел.

158 - Клара Бернье, Франция, Миллениум. УРА-А-А нам с Ваней!!!

190 -Кушлевич Олег, Россия, Эксперт.

205 - Вербицкая Мария, Россия, Вэрриор

221- Милевский Анатолий, Украина, Райвел.

225 - Шибинский Сергей, Украина, Райвел.

Командные места:

1 - Австрия

2 - Швейцария

3 - Германия

22 - Россия

23 - США. УРА-А-А нам всем!!!

39 - Украина

40 - Болгария.

Итак, Первый Неразыгранный Чемпионат Мира получил своего неофициального чемпиона - Генри Кристиана. Официальным чемпионом Мира еще на два года остается Джон Пендри (скоро у нас, наверное, как в шахматах будет три чемпиона...).

Подлинным победителем стал конструктор, кореец Джин, ушедший из "Эдель" и основавшего фирму "Джин Глайдерс". На его "Бумерангах" летали больше половины лидеров.

А мы все-таки сделали Америку!

Выводы

1. Итак, мы в лучшем случае посередине. Хорошо, что уже не в самом конце как Украина, Македония и Греция. Мы научились проходить если не всю, то значительную часть дистанции, а не вываливаемся как раньше на первых километрах. Теперь надо выйти на следующий уровень - научиться проходить дистанцию полностью, как, например Словения, Венесуэлла. А лидеры находятся еще на один уровень выше. Они летают на время, а не на дальность, как мы. Нам еще надо научится пролетать всю дистанцию. А для них это вообще не вопрос. Они пролетают дистанцию полностью и притом быстро. И дело не только и не столько в скорости на переходах. Быстро и безошибочно находить, точно обрабатывать и вовремя покидать поток, все видеть, все понимать и не делать ошибок - вот, чему нам надо научиться. А пока будем летать медленно, но надежно? Проблема в том, что медленно дистанцию в 100 км пролететь сложно - велик риск переразвития, или просто сдыхания погоды. Медленно такую дистанцию можно вообще не пролететь. Так что летать быстро - значит летать правильно.

2. Парапланы. Пошла обратная волна от суперкачества и суперудлинения к надежности. Хит года - competition "Бумеранг" - скорость и удлинение "всего-лишь" 55 км/ч и 6,24. При этом, говорят он просто чуть постабильнее равных по классу аппаратов ( и существенно дешевле). А англичане Джон Пендри и Роб Виттал вообще на "Протонах"(DHV 2-3) с удлинением 5,72 летают. Может, вы считаете себя круче Джона Пендри?...

3. Есть ли шансы у России? Что нужно для того чтобы наши спортсмены стали летать на уровне лидеров? Ответ вроде простой: надо ездить, летать рядом с лидерами, а на это нужны деньги. Однако ездят, летают, а результат посредственный. Больше надо ездить?...Да, однако, яркий и печальный пример того, когда едут те у кого есть деньги, а не те, кто мог бы показать результат дала нам Украина... Национальный рейтинг проблему не снимает если круг узок и разыгрывается некий постоянный междусобойчик. Особенно если национальные лидеры все время проводят за границей, не участвуя во внутренних соревнованиях, не соревнуясь напрямую с молодежью и не передовая ей опыт.

А необходима преемственность. Необходимо, чтобы в стране наросла критическая масса хороших пилотов. Необходимо, чтобы национальные соревнования проходили на высоком уровне. Медленно, но верно критическая масса нарастает...

Есть у нас и русское чудо-оружие: наши детско-юношеские секции и клубы (аналогов в мире нет). Уже 13-летние начинают летать маршруты, а к 16-18 годам они уже классные спортсмены. На них наши надежды. Не мы, так они сумеют победить!

Андрей Собетов

 
« Пред.   След. »