Небо для каждого

Небо для каждого

Небо для каждого!

Под таким девизом работает Объединенная Федерация Сверхлегкой Авиации России с 1978 года, способствуя популяризации и развитию сверхлегкой авиации в России.

Подробнее...

Памяти В.И. Забавы

 


Памяти В.И. Забавы!

Друзья, не стало нашего горячо любимого всеми бессменного Президента ОФ СЛА России Владимира Ивановича. Мы хотим создать на сайте раздел памяти В.И. Забавы. Пожалуйста, присылайте фотографии, ссылки на видео, материалы на адрес Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Страница памяти В.И. Забавы находится по этой ссылке.

Пилотажная группа

Image

Пилотажная группа
Крылья РОССИИ

Первая в России мотопарапланерная пилотажная группа, представляющая Объединенную Федерацию сверхлегкой авиации России. Основная задача нашей группы - популяризация сверхлегкой авиации в нашей стране и Мире.

Официальный сайт

ОФ СЛА России 30 лет!

Image

ОФ СЛА России 30 лет!

В конце 2008 года наша федерация отмечает 30 летний юбилей. Юбилею посвещаются наболее значимые события 2008 - 2009 года. Просим ветеранов и активистов сверхлегкой авиаци присылать свои материалы по истории и современному развитию сверхлегкой авиации в стране. Ваши материалы направляйте нашему редактору на адрес Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Главная

Вниманию членов Федерации! Информируем о порядке поддержания связи c оперативными органами ОФ СЛА России.

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Контактный телефон ответственного секретаря Федерации 8-915-401-12-34  (Зверева Анна Александровна)

Распорядок его работы:
- в офисе с 11:00 до 17:00 понедельник, среда, пятница.
- во взаимодействующих организациях: вторник, четверг

Телефоны председателей комитетов федерации:
Моторный:

Орлов И.В.
+7 (910) 174-44-45
Потапкин И.В.
+7 (916)401-94-22
Дельтапланерный:
Жеглов В.А.
+7 (916) 138-06-59
Парапланерный:
Казаков И.Ю.
+7 (917) 107-51-58

Новости ОФ СЛА

Все на ПараМотоКарнавал!

Положение доступно по ССЫЛКЕ   ...
Читать дальше ...

Гохбергу М.Б. 80 лет!

27.07.2017 патриарху отечественного дельтапланеризма Михаилу Борисовичу Гохбергу исполнилось 80 лет! Объединенная Федерация сверхлегкой авиации России желает Михаилу Борисовичу здоровья, долголетия...
Читать дальше ...

МАКС - 2017

С 18 по 23.07.2017 прошел Международный Авиакосмический Салон МАКС 2017. На данном авиасалоне Объединенной федерацией спорта сверхлегкой авиации России были представлены сверхлегкие воздуш...
Читать дальше ...

МАКС-2017

Публикуем официальное приглашение на МАКС-2017 ...
Читать дальше ...

Об уплате взносов на 2017 г.

Руководителям организаций членов ОФ СЛА России Уважаемые господа руководители! На Конференции 2007 года был о принято решение об уплате вступительных член...
Читать дальше ...

Новости спорта

Лицензии ФАИ

Спортсмены ОФ СЛА члены ФАС, имеющие Международную лицензию ФАИ за 2017г/ Одним из условий выдачи Международной лицензии FAI  спортсмену ОФ СЛА, является  представление за подписью президент...
Читать дальше ...

Регламент «Кара-Гоз» 2017

Публикуем  Регламент проведения открытого турнира по спорту сверхлегкой авиации Кубок «Кара-Гоз» 2017 номер - код вида спорта: 1580001411Я автожиры (1580131811Я), дельталёт-1 (1580141811Я), дельт...
Читать дальше ...

Письмо Минспорта

Публикуем письмо Минспорта о повторном рассмотрении документов о присвоении званий "Мастер спорта России международного класса" Семенову М.В. и "Мастер спорта России" Семеновой А.Н...
Читать дальше ...

Аккред.сп.орг.МО

О государственной аккредитации общественных организаций Московской области и наделения их статусом Московских областных спортивных федераций по видам спорта. Документ можно скачать по ссылке. ...
Читать дальше ...

Регламент ЧР самол.

Публикуем регламент Чемпионата России по спорту сверхлегкой авиации в классах: двухместные дельталёты, одноместные дельталёты, одноместные самолёты, гиролёты (автожиры) - ссылка. А также БЮЛЛЕТЕН...
Читать дальше ...
Принимаю бой! Печать E-mail
07.07.2017 г.

Памяти Ивана Алексеевича Вишнякова,
Героя Советского Союза, генерал-майора авиации,
первого начальника отдела дельтапланерного спорта

УАП и АС ЦК ДОСАААФ СССР

Отдаляясь во времени, всё суетное, незначительное уходит в небытие, но ярче, рельефнее выделяются события воистину судьбоносные.

15 июня 2017 года исполнилось сто лет со дня рождения Ивана Алексеевича Вишнякова, генерал-майора авиации, Героя Советского Союза, почти сорок лет назад принявшего на себя всю тяжесть становления официального дельтапланеризма в СССР.

Откройте Википедию (а лучше книгу Н. Бодрихина «Советские асы»). В коротких, словно очереди из авиационной пушки, строчках предельно сжато перед вами откроется история жизни замечательнейшего человека!

…Родился в крестьянской семье в глубинке Тамбовской губернии в переломный и неспокойный 1917 год. Работал на Метрострое. Учился в ФЗУ. Поступил в аэроклуб. Затем – Борисоглебское военное училище лётчиков. По окончании оставлен в училище инструктором. Из инструкторов его долго не отпускали.

Воевал с июля 1941 года. Сначала на И-16, затем на Ла-5 и Ла-7, Як-9. Провёл сто воздушных боёв и сбил лично 20 самолётов. Потом – Дальний восток, воздушные бои с японцами. Был сбит, горел.

По окончании войны – Военно-воздушная академия. Осваивал реактивную технику. Летал на сверхзвуковых. Занимал различные командные должности (всегда лётные!). Закончил службу начальником штаба воздушной армии.

В 1973 году написал книгу «На крутых виражах» - повествование о боевых делах своего полка, друзьях по оружию и проведённых воздушных боях.

Читаешь биографическую хронику И. А. Вишнякова, и приходит парадоксальная мысль, что это не реально живший человек, а некий собирательный образ героя для киносценария!

Но не менее удивительное в биографии И. А. Вишнякова (к сожалению, не нашедшее отражения ни в Википедии, ни в книге «Советские асы») случилось уже после завершения военной карьеры.

В начале 1979 года он возглавил только что созданный при Управлении авиационной подготовки и авиационного спорта ЦК ДОСААФ СССР отдел дельтапланерного спорта.

На тот исторический момент это была воистину «расстрельная должность». Когда в Управлении кадров ВВС уходящему в запас заслуженному генералу предложили варианты трудоустройства, в том числе директорскую должность в Доме Дружбы Народов, что располагался в бывшем особняке Саввы Морозова на Калининском проспекте, он, к удивлению кадровиков, выбрал открывшуюся вакансию начальника отдела в Управлении авиации ЦК ДОСААФ СССР.

Ноябрь 1979 г. Обсуждение предстоящей работы. Слева направо: проф. С.М.Белоцерковский, И.А.Вишняков, Е.Н.Елизаров (спиной), А.А.Микоян, В.В. Козьмин
(уникальный снимок сделан О.В. Мацепуро)

Позже сам Иван Алексеевич рассказал, что когда он выразил намерение работать в ДОСААФ, кадровик, не веря своим ушам, дважды переспросил – точно ли это так?

Оставив авиацию в её военном облике, даже в генеральском чине Вишняков был готов и далее служить ей. И пусть это будет ещё неведомый ему …дельта…планеризм.

– Ничего! Освоим, справимся! Не в первой!

Наверное, всплыли в памяти боевого генерала его первые полёты с инструктором на У-2 в метростроевском аэроклубе с лётного поля в Чертаново, свист крыльевых растяжек, плотный поток воздуха в лицо, запах горелого авиационного масла… И волнение пополам с радостью незабываемого на всю жизнь первого самостоятельного вылета.

……………………………………..

…В лихое время принял новую должность И. А. Вишняков. В декабре минувшего 1978 года по указанию директивных государственных органов развитие нового вида авиационного спорта – дельтапланеризма – было возложено на ДОСААФ СССР. Сей чести «Добровольное оборонное общество» сопротивлялось отчаянно, но безрезультатно. Поэтому нетрудно представить, с какими «тёплыми чувствами» отнеслись в Управлении авиации к народившемуся в его структуре новому отделу и его сотрудникам…

Ещё года не прошло, как в Москве, на подъезде к Крылатскому по выходным дням «самодеятельных» тогда ещё дельтапланеристов встречал наряд милиции «с целью недопущения оных к месту летания». Инициатива запрета исходила от заместителя Председателя Московского городского комитета ДОСААФ по авиации полковника Шаталова. Аналогично складывались отношения пионеров дельтапланеризма по всей стране (кстати, крымские слёты, организованные общественным Оргкомитетом в Крыму, на горе Клементьева в 1978-1979 г.г., также пресекались не без участия высшего руководства ДОСААФ).

Октябрь 1980 г Киев. А.Дашивец (руководитель отделения СЛА ОКБ Антонова) и начальник отдела дельтапланерного спорта УАП и АС ЦК ДОСААФ СССР И.А.Вишняков.
Первый учебно-методический сбор по организации и проведению полётов на дельтапланах со старшими лётчиками-инспекторами и заместителями комитетов ДОСААФ по авиации

И вот наступило время не просто выстраивать отношения с этим самым ДОСААФ, а штатно встраиваться в его структуру, преодолевая непонимание, неприязнь, а подчас и враждебность ответственных чиновников.

О, трудное время!

Боевой лётчик И. А. Вишняков вновь принял бой. Странный был бой. Наверное – из самых трудных в его биографии. Сражаться пришлось на предельных перегрузках и на вертикалях – в высоких кабинетах и на горизонталях – преодолевая сопротивление чинуш, намертво цепляющихся за параграфы отживших своё циркуляров, директив, приказов.

Вы никогда не пытались засунуть велосипед в холодильник? Или втолковать дождевому червю, что крайне опасно выползать на дорожный асфальт после проливного дождя?

Попробуйте! Тогда Вам станет понятна «рабочая атмосфера», в которой начал работу отдел, возглавляемый генералом Вишняковым.

К примеру, была история с «Медицинскими требованиями к лицам, занимающимся дельтапланерным спортом». В первой редакции, наскоро состряпанной медицинским отделом ЦК ДОСААФ СССР, одним из противопоказаний для занятий дельтапланеризмом было отсутствие указательного пальца на правой руке.

Кто в курсе, тот знает, что спор с авиационными медиками – это состязание в красноречии с фонарным столбом. Довод, что полёт на дельтаплане никак не связан с владением стрелковым оружием, а для управления полётом вполне достаточно оставшихся девяти, аргументом для медиков-теоретиков не являлся. Биться с ними приходилось буквально за каждый пункт.

Подобные сшибки происходили изо дня в день во всех кабинетах и буквально по всем вопросам!

И. А. Вишняков на седьмом десятке лет сохранил замечательную способность учиться. Можно лишь догадываться, насколько нелегко ему было осмысливать и принимать то новое, что привнёс дельтапланеризм. Тем не менее, он всегда стремился досконально разобраться в очередной проблеме, вникал в детали, выслушивал различные мнения, приветствовал деловой спор при обсуждении. Зато уж выработав решение, отстаивал его «огнём всего бортового вооружения», не опасаясь за свой генеральский авторитет.

Вишняков был замечательным организатором и, как хороший ведущий в бою, всегда давал проявить себя сотрудникам-ведомым.

В рекордно короткий срок под его руководством были разработаны, утверждены и доведены до всех областных, краевых и республиканских комитетов ДОСААФ основополагающие документы, регламентирующие деятельность дельтапланерных клубов и выполнение полётов. Начал выходить особый Бюллетень комиссии по безопасности полётов.


Февраль 1983 г., Каунас. Учебно-методические сборы по дельтапланерному спорту.И.А. Вишняков с удовольствием «примерился» в кабине учебного планера «Бро-17»

Всего за несколько месяцев сотрудники его отдела В. Жеглов, В. Рыбкин, О. Мацепуро подготовили первое в СССР (и до сей поры – в России единственное!) методическое пособие «Учись летать на дельтаплане» (редактор – к.т.н. А. Васильев, тоже сотрудник отдела). Издательство ДОСААФ выпустило его тиражом 20 000 экземпляров. Книгу смели с полок книжных магазинов в считанные дни!

В ту нелёгкую пору генеральский авторитет Вишнякова в полной мере работал на дельтапланеризм. Матёрые служаки комитетов ДОСААФ всех уровней воспринимали факт, что дельтапланеризмом поставлен руководить генерал, да ещё Герой Советского Союза, как сигнал, что в Москве замыслили серьёзное и надо действовать, не манкировать указания относительно этого самого дельтапланеризма.

Начиная с 1980 года в планы учебно-методических сборов с руководителями авиации всех уровней, проводимых ЦК ДОСААФ СССР, обязательно включалась дельтапланерная тематика.

И, казалось бы, безнадёжно зашоренный механизм ДОСААФ стронулся и начал движение в нужном направлении.

И пошло! Да как пошло!

За свой уже тоже не малый век я повидал много начальников. Вообще-то на начальников мне везло, но за то, что мне довелось работать под руководством Ивана Алексеевича Вишнякова – я особенно благодарен судьбе.

С Вишняковым было легко общаться. В отношениях с сотрудниками он всегда придерживался, как сейчас принято говорить, демократических принципов. По сложным вопросам принимал решения, обязательно выслушав и взвесив все мнения. Охотно вступал в спор, но всегда допускал спор только аналитический, а не эмоциональный.


17 августа 1985 г, Тушино. И. А. Вишняков и А. Клименко (ведущий конструктор, пилот-испытатель отделения СЛА ОКБ Антонова)

Ни генеральское звание, ни высокие награды ничуть не испортили его замечательный, воистину русский характер. В аэроклубовской столовой он никогда не пользовался отдельным генеральским кабинетом (допуском в который так дорожили иные «генералы мирного времени») и выстаивал очередь вместе с нами, рядовыми сотрудниками. При этом он никогда не упускал случая по-доброму подшутить над раздатчицами, а те, в свою очередь, всегда, также по-доброму улыбаясь, отвечали ему.


И.А. Вишняков вручает удостоверения инструкторов военным дельтапланеристам.
Слева направо: майор Н. Раллев, подполковники В. Крячун и В. Мишенин

В конце рабочей недели он не чурался иной раз принять участие «в углублённом разборе полётов» под двести боевых грамм. По-настоящему хлебнувший военного лиха, Вишняков не очень любил рассказывать про войну, но иногда нам удавалось вытянуть из него интереснейшие сведения, которые «по понятным причинам» никак не могли найти отражение в его книге «На крутых виражах».

В 1985 году в силу сложившихся обстоятельств И. А. Вишняков вынужден был покинуть свой боевой пост. Он никак не причастен ко всему негативному, что постигло нашу сверхлёгкую авиацию, да и всю российскую авиацию в целом в последующие постперестроечные годы.

Редкостно сильный, здоровый от природы, Вишняков очень редко обращался к врачам (за пять лет работы я не припомню, чтобы он даже простудился!).

Но оставшись до конца верным своим убеждениям, он не пережил развала великой страны, за которую воевал, и скоро ушёл из жизни.

В 1992 году…

P.S.
Я благодарен томичу Евгению Антипову, моему старому другу по дельтапланеризму, за то что он сподвиг меня на этот очерк-воспоминание о Иване Алексеевиче Вишнякове.

Женя, ты совершенно прав – кто забывает прошлое, тот не имеет будущего.

К сожалению – это про нас всех нынешних.

А. КАРЕТКИН
20 июня 2017 г.

Крайнее обновление ( 08.07.2017 г. )
 
« Пред.   След. »