Главная arrow Новости
Новости
ЧЕМПИОНАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2000 Печать E-mail
Литературная страничка СЛА - статьи, рассказы, истории...
13.04.2008 г.

14 мая 2000 года завершился 7-й детско-юношеский Чемпионат Санкт-Петербурга по парапланерному спорту. Почти целый месяц по выходным и праздничным дням на дельтадроме ‛Можайское“ стартовали в небо парапланы участников соревнований. Как всегда, приходилось ловить погоду, которая, кажется, год от года становится все хуже и хуже. Тем не менее, было разыграно семь упражнений: от простейшего ‛Купол“ до буксировочных полетов. Правда, сильные ветра не дали возможности применить для буксировки механическую лебедку, зато ручная буксировка удалась на славу. Рекордной высоты в 150 метров при ручной буксировке достиг 12-летний Иван Рожков на параплане ‛Танго-19“. А тренер успешно выступил в роли лебедки…. Не все представляют, как один человек может поднять другого на веревочке как змея на такую высоту, но при соответствующем ветре и спортивной подготовке это реально.

Почти все соревнование лидерство в старшей группе удерживал Сергей Жуков из Центра ‛Петровский“, и только в последнем упражнении ‛Цель“ с небольшим перевесом по очкам его обыграл опытный Виталий Ермаков из клуба ‛Аврора“. Виталий и стал уже в третий раз (!) Чемпионом города. Виталий, которому сейчас 17 лет, занимается парапланерным спортом с 11 лет и уже участвовал не только в детско-юношеских, но и во взрослых соревнованиях, летая на маршрутах свыше 40 км. Вскоре ему и другим ребятам предстоят соревнования российского уровня.

А на городском Чемпионате места распределились так:

Личный зачет:

Старшая квалификационная группа:

1 место – Ермаков Виталий ( 4128 очков), 2 – Жуков Сергей (4100), 3 – Воробьев Илья (4038).

Младшая квалификационная группа:

1 место - Пономарев Максим ( 3131 очко), 2 – Павлов Андрей (2452), 3 – Мигунов Дима (2261).

Среди девочек отличилась Алена Дорош, набравшая 2791 очко и занявшая 9 место в общем зачете.

Командный зачет:

1 место – клуб ‛Аврора“ МПЦ ‛Московский“ (11025 очков), 2 – Центр ‛Петровский“ (10249 очков), 3 – ГЦДТТ (7844 очка), 4 – пос. Можайский (2023 очка).

Призеры Чемпионата получили великолепные призы – зрительные трубы от Объединения ЛОМО. Теперь они смогут хорошо видеть в синем небе парапланы своих товарищей и соперников.

А организаторами Чемпионата были ОФ СЛА Санкт-Петербурга и Клуб парапланеризма ‛Санкт-Петербург“.

Андрей Собетов


 
ВЕСЕННЕЕ НЕБО Печать E-mail
Литературная страничка СЛА - статьи, рассказы, истории...
13.04.2008 г.

Пурга, дождь или голубая безоблачность, это все равно весна. Какая бы погода ни была, мы все равно выкраиваем дни, часы, минуты и секунды, чтобы провести их в весеннем небе. Март 2000 подарил нам несколько прекрасных летных дней. Нелетных дней было как всегда больше (ну почему так бывает?). Тем не менее, 1 – 19 марта состоялись городские детско-юношеские соревнования по парапланерному спорту ‛Открытие сезона-2000“. В этот раз один из этапов проходил не на Кирхгофской горе, а на льду Финского залива в устье реки Смоленки. Юные спортсмены ставили купола и поднимались на буксире, а между упражнениями пробовали себя в новом виде спорта – кайтинге. Яркие купола парапланов и разноцветные кайты (змеи) расцветили весеннее небо над заливом. А вечером многие ребята смогли увидеть себя по телевизору в спортивном разделе ‛Информ ТВ“. Это стало возможным благодаря поддержке Фонда социальных программ В.А.Шевченко.

Ну а в Можайском прошли завершающие этапы соревнований. Как всегда, основным упражнением были ‛Цель“ и ‛Время“. Первое место по сумме всех упражнений занял Терентьев Егор. На 2-ом месте 12-летний Ваня Рожков. Так держать, Ваня! На 3-ем - Пономарев Максим. В качестве призов ребята получили добротные рюкзаки и ‛фонарики“, за что спасибо экипировочному центру ‛Ирбис“. В командном зачете победил Центр ‛Петровский“, на 2-ом месте клуб ‛Аврора“ МПЦ ‛Московский“, на 3-ем ГЦДТТ.

Но это было только начало. Только прелюдия. Начались весенние каникулы, и самые достойные поехали в Заполярный Кировск, где 20 –31 марта состоялся ‛Кубок Северо-Запада“. С поездкой нам помог глава МО ‛Новоизмайловское“ Шкаев Л.В. В Хибинах ребят уже ждали полеты не с 30-и метровых склонов, а с высоты 200-450 м. А некоторым удалось даже набирать до 300м высоты над стартом, паря в динамическом восходящем потоке над цирком горы Айкуайвентчорр.

Низко Хибинское небо. Мал просвет между облаками и вершинами гор. Редко здесь бывает термическая погода. Приходится использовать все возможности, чтобы куда-нибудь улететь. Здесь я впервые узнал, что такое маршрут в динамическом потоке. Запустив всех учеников, решил полететь сам. Пытаюсь набрать высоту, но выше вершины подняться не получается. Плоские облака скребут по голове, но толку от них никакого. Еложу над гребнем, продумывая тактику. Так, попытаюсь перескочить скалистое ущелье Юкспоррйок поближе к озеру, подальше от ротора. Затем солнечное пятно на скалах противоположного борта, а там что получится. Ухожу от горы на уровне гребня. Подо мной поплыли дома рабочего поселка в ущелье. Иногда ловлю какие-то намеки на поток, но не могу сделать ни одной полноценной спирали. Термиков нет. Неудержимо теряю высоту. Скорее к скалам другого борта! Вот и они, черные, зубастые, освещенные солнцем – то, что надо! Есть набор! Кручу восьмерки и спирали, поднимаясь вдоль скал как на лифте. Наконец рядом вершина, это вам не альпинизмом заниматься. Поболтал ножками, сидя в кресле подвески, полетал рядом с вершиной, полюбовался открывшимся видам, и дальше, через следующее ущелье к новым горам! А в следующем ущелье раскинулся огромный карьер! Здесь механизмы грызут горы, добывая апатиты, фосфор им нужен, понимаешь. А я предпочитаю фосфор из рыбы. Поэтому в карьер не лечу, а лечу к горе Кукисвумчорр. Подо мной леса и заснеженные озера. Подбираюсь к вершине. Ветер говорит, что можно лететь дальше на север, но все дороги и жилье закончились. Холод и по пояс в снегу, как выбираться буду? Полечу-ка я обратно домой. Боком к ветру и против ветра не очень- то получается. Перелетел ущелье и сел прямо к автобусной остановке. Пройдено 9 км, мелочь, а приятно. И главное, ни единого термика!

А соревнования у юниоров продолжались. Полеты в динамике, максимальная продолжительность полета, максимальный налет, высота, превышение, точность приземления – все учитывалось при подсчете результатов. Первое место занял Терентьев Егор, 2-е Андросенко Володя, 3- Эрикойнен Боря. А самый маленький, 12-и летний Ваня совершил свой первый высокий полет с высоты 200м.

Кроме полетов на параплане ребята освоили горные лыжи. К концу сборов стал лихо гонять, впервые вставший здесь на лыжи Эрикойнен Боря. Не много отставали от него Павлов Андрей и Кузьмин Степа.

А когда задувал свежий ветер, то на тех же лыжах мы катались под кайтами по снежной глади озера Большой Вудъявр, на практике познавая разницу между бакштагом и фордевиндом.

Каждый день менялась погода, каждый день весеннее небо преподносило нам новые сюрпризы. Но наш джентльменский набор: лыжи, кайт, параплан позволял найти достойный ответ на каждый такой сюрприз.

А в следующий раз мы обязательно придумаем что-нибудь еще. Вперед, к новым приключениям!

Андрей Собетов

 
РЕКОРД РОССИИ Печать E-mail
Литературная страничка СЛА - статьи, рассказы, истории...
13.04.2008 г.

Интервью с Виктором Федоровым

3 июля 99 года парапланерист из Башкирии Виктор Федоров установил новый рекорд России в полете на открытую дальность – 143 км! Это более чем в два раза превосходит предыдущий российский рекорд Игоря Волкова (71 км)!

Стартовав с 200-метровой горки в 10 км восточнее города Стерлитамак, Виктор полетел на юг по маршруту: Ишимбай – Салават – Мелеуз – Кумертау и приземлился близ поселка Дмитриевка в 50 км севернее Оренбурга.

Параплан ‛Феникс-2“ чешской фирмы Pegas, подвеска фирмы ‛Аэрос“ (Украина) . GPS - GARMIN-12. Вариометр - Aircotec alibi 2 + .

Итак, знакомьтесь с рекордсменом и его достижением:

Виктор Федоров родился в конце летного сезона 30 августа 63 года. Любимая жена, сын и дочь скрашивают его жизнь в бесполетные дни. Летать начал в 93-м на ‛Тренере“ (Параавис). С тех пор успел налетать 200 часов. Первый маршрутный полет (12 км, набор 1000 метров) сделал на Алтае в 95- м. Участник всех последних Чемпионатов России и СНГ. В последнее время усиленно занимается маршрутными полетами на дальность в своем родном Стерлитамаке.

- Кто учил тебя летать? - летать учился сам, слава Богу, что остался жив после своих первых экспериментов.

- Твое любимое место для полетов? - люблю летать у себя дома на Шихане, почти всегда в одиночку - никому не мешая, иногда разговаривать с любопытными птицами.

- Что для тебя означает полет? - Полет - протеин для моей души в нашей нынешней не белой, не красной - а скорее черной России ....

- На каких парапланах летал, что о них скажешь? – ‛Тренер“, ‛Небесный странник“ - эти крылья были созданы в начальный период становления парапланеризма в России, этому и соответствуют их летные качества. Следующим аппаратом была Альфа от ‛кутюрье“ Зайцева, жаль, что Олег не вложил в сумку вдобавок ко всему хотя бы парочку запасных комплектов строп и свои золотые руки. Тогда не пришлось бы мне овладевать секретами швеи-мотористки. ‛Скиф“ - первый аппарат, на котором я стал совершать первые длительные маршрутные полеты. Я ОЧЕНЬ благодарен конструктору этого параплана Рожко Сергею не только за его великолепное крыло, но и за его человеческое отношение ко всем пилотам. Весь этот год летаю на ‛Фениксе“, крыло – отличное.

- На каком параплане ты хотел бы летать? - Думаю, что каждый пилот мечтает о крыле с большей скоростью полета по горизонту со стабильными характеристиками.

- Твои первые соревнования?
- В 95-ом на Юце, не помню какие, может быть Чемпионат СНГ. Занял среднюю строчку среди 54 участников.
Раньше, я помню, у тебя на соревнованиях результаты были не ахти. А последние года два бурный прогресс. С чего это ты вдруг, Витя, стал так хорошо летать? - Два года, как заимел приличные крылья - отсюда и начало роста спортивного мастерства, это, наверное, по принципу: волка кормят ноги, а птицу – крылья, да и несподручно как-то орлу на вороньих крыльях (шутка).

- Твое отношение к соревнованиям?
- Участие в соревнованиях было для меня на первом этапе развития обязательным в плане получения необходимого летного опыта. А самое главное, для решения массы вопросов, возникающих вокруг парапланеризма. А еще, это незабываемые встречи с великолепными пилотами и интересными людьми. Побеждают на соревнованиях пилоты опытные, мудрые, отличные стратеги, которые способны не только повести за собой всю летную братию, но и вовремя от неё избавиться, как бы ‛испариться“. В достижении результатов применяются иногда луженые глотки и длинные локти, а порой и давление на судей. В общем, это по настоящему талантливые мены. Не наделенный многими этими качествами, я не претендую на высшие ступени, хотя в душе с этим не соглашаюсь. В будущем, было бы не плохо дорасти до уровня первой десятки рейтинга СНГ.

- Самый запомнившийся полет?
- Отлетел от горы 25 км и на высоте 1500 м пристроился за птицей, повторяя ее спирали. Затем следовал за ней в сторону гор и вместе с ней стал терять высоту…Решив сам отыскать поток, отвернул вправо, наткнулся на широкий термик и быстро набрал еще 600 м. Птица продолжала лететь прямо… ‛А как же ваша безотказная способность находить лучший поток?“- подумал я. ‛А на хрена он мне сейчас нужен ?“ - подумала она.

- Ходят слухи, что людей трясет от твоих полетов? - Ранней весной удалось хорошо полетать над г. Ишимбай . В течение 50 мин парил над городом в сильных восходящих потоках, сотни людей с не меньшим удовольствием следили за полетом неизвестного парашюта . Приземлился на окраине города - поближе к людям. Сбежался народ. У парня, лет 16, от всего увиденного случился приступ эпилепсии, к нему никто не подходит, пришлось мне самому помощь ему оказывать…

- Имеет ли для тебя значение официальная регистрация рекорда или тебя удовлетворяют полеты "для себя?" - Официальный рекорд в отличие от неофициального требуется совершить в нужном месте - в нужное время, с нужными людьми, т. е. слишком большое стечение обстоятельств ( на то он и официальный ), еще требуется сумма денег, время и пр. Я же просто совершил полет со свидетелями при старте и при посадке, а также имею запись полета на собственный GPS . И мне приятно осознавать этот факт, что мой полет - самый дальний из всех, совершенных пилотами СНГ на территории СНГ.

- Твои планы по рекордам? - Рекорды можно устанавливать по различным параметрам: по скорости, выигрышу высоты, замкнутому маршруту и многим другим, для меня самым престижным является - полет на дальность, в чем постоянно и совершенствуюсь, и каждый свой полет максимально нацеливаю на это.

- Как ты оцениваешь летный потенциал твоих мест? Можно ли там пролететь 200? 250? 300 км? А может, и мировой рекорд (335 км, Годфри Уиннес, Австралия, 98 г) не устоит? - Считаю расстояние 250 км - реальной дистанцией.

- Ну, расскажи Витя про вашу красавицу горку? - Имен она имеет много, но самое распространенное и легко произносимое – ‛Шихан“. Расположена она в 10-15 км восточнее города Стерлитамак за рекой Белой. С севера и запада от горки сплошные поля. С востока и юга к ней примыкает лес. Перепад от подножия 120 –200 м. Вершина горы позволяет стартовать абсолютно на все направления ветра!

- И с этого пупыря ты улетел на 143 км?! С ума сойти! Как уходил со старта? - Суббота, солнечный день, ветер восточный 0-5м/сек. Я сделал несколько попыток, но зацепиться не удавалось. Стартую уже третий раз, в слабом динамике стараюсь удержаться на высоте вершины. Усиливается болтанка в воздухе, появляющийся ветер постоянно и резко меняет своё направление, сигнализируя об образовании хороших термиков. Примерно через 10 минут барражирования у склона подошёл поток, созревший для своего обуздания, и со скоростью 2 м/с вынес меня на высоту 120 метров. Поток не усиливается, а ослабевает до 0- 0,5 м/с. Предположив, что термик небольшой и я в самой его оконечной части – направляюсь по ветру в надежде оказаться снова в зоне подъёма. Надежда оправдалась – вновь хороший подъём 1,5-2 м/с и несколько спиралей со сносом приводят меня к месту с набором 3-3,5 м/с. Попеременно, то левой, то правой спиралью стараюсь удержаться ближе к центру. И уже практически без сноса в трёхстах метрах к западу от горы набираю 900 метров ( высота от точки старта ). Сегодняшний полёт начинался очень не легко, думаю ранний старт - способствовал этому. Обычно я начинаю взлетать в 16-00.

- Ничего себе – ранний старт! Взлетел в 15, сел в 20 часов! А взлетел бы в 12, то все 300 км пролетел бы? Или у вас термики только вечером включают? А что представляют собой места, над которыми ты там летаешь? - Башкирия давно славится своим красивым ландшафтом. Её иногда называют Второй Швейцарией, но если недалеко углубиться в лес, то этой самой и не пахнет, разве что от пивных этикеток и консервных банок. Но с высоты птичьего полёта Башкирия прекрасна… А Стерлитамак - самый центр химической промышленности… ой, простите – самое сердце Башкирии.

- Ну и как летелось в чистом небе Башкирской Швейцарии? Что тебя в небе держало? - На траверзе г. Ишимбай, принимаю решение направиться на юг и пролететь над городом Салават, до него ещё 10 км. С северной стороны города (прошу прощения за разглашение военной тайны) находится большой химзавод и весь заводской дым, явно в одном месте поднимается вверх . Отпустив триммера , лечу в это место , скорость на приборе 50 км/час. Акселератор до того времени не цеплял, но меня устраивала и эта скорость купола. Пролетев около 7 км и потеряв около 1000 метров вижу правее завода мощный смерч, большой в диаметре и высотой около 150 метров, но через несколько мгновений вершина смерча отклонилась и весь столб, рассыпаясь потянулся за ней, решив, что ловить там нечего – продолжаю приближаться к заводу, к множеству серых труб, испускающих синюшнее и вонючее исчадие из своих не захлёбывающихся глоток. На высоте 400 метров я проникаю за кулисы этого нечеловеческого рая, самого зловонного места родного и дорогого мне Башкортостана. Быстро начался подъём , поток со смещением на запад усиливается до 5 м/сек . Прямо подо мной огромная , размером с плавательный бассейн, куча ярко жёлтого химического реактива, который придал особый цимус явно безкислородному пространству. Этот воздушный поток, неестественный нашей природе, выбросил меня на 2000 м. Внизу справа осталась тюрьма особо строгого режима , которая не плохо вписалась в окружающий её ландшафт. Посочувствовав томящимся клиентам этого мрачного заведения, я направляюсь вперёд…

- Да,… здорово, Витя, здорово! Зачем нам в Швейцарию ездить, если у нас такие классные места есть!

- А теперь расскажи, как ты преодолел заветную отметку в 71 км и побил рекорд Волкова? - Третий раз в этом сезоне встречаю я отметку 50 км в воздухе и начинаю мечтать о предстоящем пути и цифре 71. Игорь Волков познакомил уже интересующихся пилотов о том своём полёте (рекорд 98 года). Этим летом я настроился сделать такой маршрут , и сейчас казалось - эта возможность у меня появилась…

Отметку 65 км встречаю на высоте 1000 м, облака остаются выше меня на 1500м .

Удаление 70 км , 2ч 56 мин, высота уже 200 м! Пролетаю поперёк озера, свищу пацанам, сидящим на берегу, слышу крики: ‛Лети сюда!“, вижу мотоцикл с тремя подозрительными личностями, высота 100 м! Не уж то больше не смогу? Как не хочется прерывать такой полёт! На самом интересном месте! Зачем так рано оставил облака, - начинаю ругать себя. Пролетаю над полем, снижение замедляется и втыкаюсь в слабый термик 0,5 м/с, высота 25 м – успеваю взглянуть на высотомер. С большой протяжкой по ветру перехожу с чёрного вспаханного поля на зелёное – подъём не прекращается , а наоборот резко возрастает до 3,5 м/с , чувствую резкое напряжение всего крыла – поток возрастает до 5 - 5,8 м/с! Yes ! Я поймал его! Это не просто термик – это настоящий Джин!!! За несколько минут он поднимает меня на 1500 м и с постоянным плавным набором смещаюсь вперёд, всё дальше и дальше! Маркирую отметку 71,7 км, время в пути 2ч 58 мин. Появилось волнение. Я испытываю эйфорию по поводу своей маленькой победы и настраиваюсь на маршрут, о котором ещё не мечтал.

На траверзе г. Мелеуз. Оглядываюсь назад, Шихан ещё виден, он превратился в едва узнаваемый маленький серый бугорочек. Набор постепенно продолжается и я плавно удаляюсь на юго-запад…

- У тебя был набор 2650 м. Как летелось на такой высоте, не холодно? Как было самочувствие в полете? - Комбинезон у меня был одет на голое тело, а мокрые от пота спортивные штаны и футболка лежали в заднем кармане подвески, ужасно холодно. Пробую подтянуть верх воротника до рта и подышать на тело тёплым дыханием, но это только на секунду спасает от холодного и сырого воздуха. По телу периодически проскакивает дрожь .Приходится шмыгать налево и направо. На приборе 2450м, удаление 80,1 км, время полёта 3ч 15 мин. От длительного напряжения начинает пульсировать в правом виске .

- А что за Джин подстерегал тебя на 100-километровой отметке? -100 км встречаю на переходе – в постоянных минусах в 18ч 51 мин на высоте 600 м без каких либо симптомов термика. Слева остаётся г. Кумертау. Через 2 км вижу, как ветер волнами с большой скоростью закручивает пшеницу в круг – это по-настоящему потрясающее зрелище. Какая то невидимая сила устраивает целый хаос на спокойном поле. Высота позволяет, и я осторожно направляюсь к этому месту. Чуть не дойдя до него слышу, что прибор, начинает быстро сигналить, дублируя и без того сильно ощущающийся подъём, приходится постоянно усмирять, вижу пылевые смерчи, но они мне уже не страшны – я намного выше их и сместившись ещё на 2 км выныриваю на 1900 м. Похоже, это второй Джин за сегодня.

- И куда ты в результате залетел? Где приземлился? - Пересекаю трассу Казань – Оренбург, в 500 метрах левее пос. Юзеево поворачиваю в сторону пос. Дмитриевка.. Не дохожу до посёлка около 5 км, лечу параллельно дороге, которая справа. Внизу вижу два ‛москвича“. Я поворачиваю свой прекрасный аппарат в сторону дороги, к лошади, запряжённую в телегу, возле которой возятся несколько человек и приземляюсь.

Время: 20 ч 15 мин. Маркирую точку посадки – 143 км. Отсекаю время в пути: 5 ч 07 мин. Я уже давно вылетел за территорию Башкирии и приземлился в Александровском районе, а до Оренбурга осталось около 50 км.

Итак, Виктор Федоров пролетел 143 километра и сделал это с огромным отрывом от ближайших соперников. Это по всем меркам огромное достижение! Сомнительно, чтобы этот рекорд был побит быстро. И уж по крайней мере не в этом тысячелетии. Можно только позавидовать Виктору, имеющему рядом с домом такие места для постоянных тренировок и рекордных полетов. Поэтому я не удивлюсь, если следующим рекордсменом снова окажется, догадайтесь кто…

Интервью записал Андрей Собетов

Крайнее обновление ( 13.04.2008 г. )
 
Будущие Чемпионы Печать E-mail
Литературная страничка СЛА - статьи, рассказы, истории...
13.04.2008 г.

Свершилось! Впервые на детских соревнованиях были маршрутные полеты! Это произошло в августе этого года на Седьмом детско-юношеском Первенстве России по парапланерному спорту на горе Юца под Пятигорском. Росли, росли и выросли. Вчерашние, лучшие достижения взрослых спортсменов уверенно повторяют и улучшают 13-17 летние пацаны.

Из 80 участников соревнований 58 ребят (допуск : 2 часа налета) выступали 1-ой квалификационной группе, т.е. в основном традиционно облетали вешки и работали на точность приземления. 22 же наиболее подготовленных (15 часов налета, опыт парения) спортсмена выступали по 2-й группе - совершали термические маршрутные полеты.

В прошлом году на Первенстве России, проходившем на дельтадроме ‛Гора Клементьева“ под Коктебелем в Крыму мы уже пыталиcь ставить маршруты, но, из осторожности, только против ветра и боком к ветру в пределах видимости по 3-4 км. И вот на Юце наконец ребята набрали километр (!) высоты, полетели по ветру за гору и… скрылись из глаз. 13 км по прямой от Юцы до Ессентуков пролетели 11 из 22 участников! Не обошлось и без курьезов. 13-и летний Миша Хвалин из Ахтубинска, пролетев 8 км, приземлился прямо на плацу воинской части… ‛Из какого ты подразделения?“ - Начали допрос ‛диверсанта“ подбежавшие солдаты. Но, оценив возраст ‛террориста“, не стали брать его в плен и отпустили восвояси.

Некоторые ребята могли бы пролететь и больше, что они блестяще доказали на взрослом Чемпионате России, летая на уровне 1 разряда, кмс и мастера спорта. Но, исходя из общего уровня юных спортсменов и безопасности не только полета, но и возвращения организаторы вполне справедливо ограничились для начала Ессентуками.

Новички тоже неплохо полетали и многому научились, многие выполнили нормативы 2-го взрослого разряда.

Результаты: Личные: 1-я квалификационная группа: до 12 лет: 1- Сингалиев Ш.(Ахтубинск), 2- Коновалов Р. (Ахтубинск), 3 – Елтышев Д.(Москва), до 15 лет: 1 – Ружицкий О. ( Алтай), 2- Манадышев И.(Ахтубинск), 3- Натальченко В.(Удмуртия), до 18 лет: 1- Баранов А.(Москва), 2- Жуков С.(Санкт-Петербург), 3- Иванов А . (Удмуртия). 2-я квалификационная группа: до15 лет: 1 –Афонин Д.(Москва), 2 – Авдеев И. (Алтай), 3 – Хохленков С. (Ставрополье), до 18 лет: Латышев С. (Ставрополье), Клепов Я. (Ставрополье), 3 – Масленников Д. (Москва). Командные: 1 – Ставропольский край, 2 – Удмуртия, 3 – Москва.

Итак, наш детские соревнования вышли в этом году на принципиально новый уровень. Но это еще не все. Юниоры поднимают уровень и взрослого российского парапланеризма. Наши юниоры16-18 лет в этом году успешно участвовали в во взрослых соревнованиях на российском и международном уровне.

Мы уже привыкли к феноменальным успехам парапланерного вундеркинда Сергея Латышева. Сергей опережает большинство взрослых пилотов, являясь одним из немногих мастеров спорта России. На Чемпионате России 99 Сергей занял 5 место (из 58). Сергей – воспитанник Армавирского парапланерного клуба (тренер Кочкуркин С.Н.) в настоящее время выступает за Ставропольский край.

Задорожный Валерий (18 лет, 1 разряд, Кемеровская обл.) занял 17 место на Чемпионате России и 2(!) место на Кубке СНГ99 в Алма-Ате. На Чемпионате России также выступали юниоры: Острицов С. (кмс, Краснодарский кр.) – 18 место, Масленников Д. (2 разряд, Москва) – 26 место, Ермаков В. (2 разряд, Санкт-Петербург) – 35 место. А 18-и летний Иван Абабков с Алтая, занявший в 98 году 7 место на Чемпионате СНГ в этом году в составе сборной команды России участвовал в Чемпионате Мира в Австрии!

Я помню, еще недавно на Чемпионате России в Архызе достижением для меня было пролететь 12-18 км, а теперь мой воспитанник 16-и летний Виталик Ермаков на первых же своих серьезных соревнованиях пролетает 43 км! Вот так теперь летают наши дети!

Скоро и другие воспитанники детско-юношеских секций и клубов будут готовы принять участие в соревнованиях наравне со взрослыми пилотами.

Долго и непросто шли мы к этому. Были и сомнения и опасения: а как учить детей летать, и стоит ли вообще? Мировой опыт равнялся нулю, российского еще не было, ведь первые парапланы появились в России в 1991-92 гг., специальные детские малой площади в 1993. Первый детско-юношеский Чемпионат России состоялся в 1993 году. И теперь, спустя семь лет мы можем сказать: детский парапланерный спорт состоялся и стал приносить свои плоды. Те, кто в 10-12 лет пришли в детскую секцию к 16-18 годам стали классными спортсменами и, надеюсь будущими чемпионами России и Мира.

Собетов А.И.

 
ЧЕМПИОНАТ МИРА-99 Печать E-mail
Литературная страничка СЛА - статьи, рассказы, истории...
13.04.2008 г.

Место действия

Солдат вермахта в железном шлеме из последних сил отбивается винтовкой от полчищ наседающих врагов... Памятник Защитнику Родины в Нойкирхене полон экспрессии. Его бы поставить рядом с нашим Воином-освободителем - интересная скульптурная группа бы получилась...

О, Руссланд! Йа! Йа! - радостно хлопочет герр Майер, размещая нас в своем пансионе.

Уютные альпийские дома-музеи-гостиницы. Чистенькие улицы, чистые ручьи и реки, чистый горный воздух. Великолепная природа. Горы. Спорт всех видов. Тихая размеренная жизнь и... постоянные праздники. Мы в Австрии.

Чемпионаты Мира проходят раз в два года. ЧМ-97 был в Кастехоне, Испания. ЧМ-99 - здесь, в Восточных Альпах в долине Пинцгау в верхнем течении реки Зальцах. Два городка: Брамберг и Нойкирхен приняли на три недели мировую тусовку из четырех десятков стран. Летные условия здесь прекрасные. А в непогоду тоже есть чем заняться и что посмотреть.

Мы любили брать напрокат маунтенбайки и ездить в горы, к озерам и водопадам. Велосипедные дорожки идут по всей долине и боковым ущельям. Пешеходные тропы ведут дальше на ледники и перевалы. Много подъемников: от привычных вагончиков и бугелей, до экзотического горного метро, вагонеток всех видов и горного парома-лифта, способного поднять целый автобус. Реки в долинах спрямлены (земля стоит дорого!) и выложены камнями. Высокогорные плотины и водохранилища кое-где поднялись к самым ледникам. И в то же время это природный заповедник ( "Высокий Тауэрн"). И в то же время здесь все открыто для туристов, для людей, но цивилизованных людей. Это горная цивилизация, имеющая традиции в сотни лет... Тропинки в горах имеют систему дренажа и поддерживаются в отличном состоянии (о дорогах я уже и не говорю). Я видел как после прошедшего дождя кто-то невидимый сразу расчистил дренаж тропинки от принесенного водой мусора... Через месяц у нас на Юце (Кавказ) после дождя, обходя огромные лужи в колдобинах дороги, я удивлялся, почему никто (ну например жители двух соседних небедных домов с гаражами) не реагируют на это...

А кто это придумал миф что у них в Европе не осталось незагаженной природы, а у нас ее еще немеряно? Мне показалось, что как раз наоборот. Здесь никто не жгет в лесу костров и не устраивает пикников с битьем бутылок и мусором. Перекусывать здесь принято в лесных и горных ресторанчиках и приютах, а для мусора у тропинок расставлены урны. Зато рядом с тропой еловый девственный лес с черникой и земляникой, воду можно смело пить прямо из ручья, за деревьями взлаивают олени. Я не знаю, сколько километров надо отъехать от Питера, чтобы встретить такую природу. Но добило меня то, что здесь нет комаров! Ельник, ручьи, черничник, спелая ягода, а мы в шортах, фантастика!

Мировая тусовка

Брамберг, церемония открытия Чемпионата. 245 пилотов из 40 стран - такого еще не было! Как летать в такой толпе?

Восемь тысяч зрителей обступили улицы Брамберга , свешиваются с цветочных балконов домов, приветственно машут из-за столиков ресторанов... Празднично убранная колонна плэйбоев и любителей адреналина под вспышки фотоаппаратов проходит по улицам к городской площади... На площади с трибуны мавзолея ..., пардон, со сцены нас приветствуют местные Говорящие Головы. Оркестр в кожаных штанах, тирольские стрелки с древними ружьями и пушкой, красавицы в исторических костюмах. А мы высматриваем парапланерных монстров. Узнаем ли мы их, виденных только на видеокассетах и фото в глянцевых журналах? Так, все три последних Чемпиона Мира здесь.

Легендарный швейцарец Ганс Боллингер - Чемпион 93 года в Вербье, Швейцария. Признан - одним из самых вдумчивых и работающих над собой пилотов. Симпатяга Ганс на этот раз побрил свои модно-щетинистые щеки.

А вот бритый череп, бородка-мини и длинный носяра австрийца Штиглера - Чемпиона 95 в Японии. Любимой книги нет, потому что читать некогда..., хобби (после параплана) - мотоцикл. Хотите, чтобы ваши дети стали похожими на этого кумира? Впрочем, о вкусах не спорят...

Гордость Англии и ныне царствующий Чемпион - Джон Пендри ( Испания 97). Большой (и в смысле - длинный ) Джон - дважды Чемпион: и пара и дельта.

А кто это такой: невысокого росточка, с кольцом в ухе, скошенным подбородком дауна и с бурной обезъяньей жестикуляцией? Ты, что-о-о! Да ведь это же тоже дважды Чемпион, автор интеллектуальных статей в "Кросс-кантри" и последних нашумевших предложений по безопасности! Да-а-а? Неужели это Сам...?!!! А что, вполне симпатичный и весьма фотогеничный...

Вот Чемпион 97 среди женщин, французская красавица Санди Кошепа. Ну как ее не узнать, ведь ее фото украшают обложки всех парапланерных журналов Мира. Вот чемпионки прошлых лет: Клара Бернье (Франция), Луиза Крандел (Дания), Джуди Леден (Великобритания).

В глазах рябит от лиц и флагов. Победитель прошлогоднего предчемпионата, облетавший здесь каждую кочку австриец - Генри Кристиан. Итальянская звезда - Джимми Пашер. Тони Бендер, Крис Мюллер, Вальтер Хольцмюллер, Кристиан Тамеггер, Боб Друри. Какие имена! Люди из легенды, живая история! И я их вижу! Сейчас прослежусь от избытка чувств!...

Ба-бах! Огненные струи фейерверка ударили в вечернее небо. На склонах гор зажглись огненные надписи - эмблемы Чемпионата. Официальная часть закончилась и народ повалил на предполагаемый и приличествующий случаю банкет...

А вот банкет прижимистые австрийцы зажали. Видно взноса в 350 баксов, как у нас говорят, только на бейджи и хватило....

Они устроили праздник для себя. В наш импровизированный сарай-ресторан несколько тыщ местных набилось, спортсменам не подойти...Лопочат по своему, гогочат, на нас пальцем показывают...Чикеном их не корми , дай потусоваться в духотище, биром их не пои, дай потолкаться в теснотище! Видно, жизнь у них тут скучная, любой повод для развлечения используют. Нам пример: как надо любить и уважать себя, а не иностранцев. Подумаешь мировая элита, понаехали тут... Ну и ладно, пусть веселятся, а мы усталые, но голодные, посредством поднятого пальца поедем домой в Нойкирхен баиньки, ведь завтра полеты.

Великолепная семерка

Под российским флагом нас выступает семеро: Шорохов Николай, Колодий Александр, Кушлевич Олег, Костромитин Сергей, Вербицкая Маша, Абабков Ваня и я. 7 из 8 возможных, почти полный состав.

Под казахским флагом в гордом одиночестве марширует Круглов Алексей. А Украину представляют Шибинский Сергей и Милевский Анатолий. Больше из бывшего СССР - никого.

Наш тим-лидер Саша Колодий (Москва) - самый опытный среди нас. Имеет за спиной славное дельтапланерное прошлое и зарубежный опыт. Дважды Чемпион СНГ по парапланам. Свои длинные темные волосы Саша то собирает в хвост, то распускает и расчесывает...В сочетании с бородкой и ослепительно белозубой улыбкой смотрится мужественно-эротично. Единственный, кому оплатили эту поездку. (На этом месте могла бы быть Ваша реклама). На ЧМ97 Саша был 114-ым (из 181)

Шорохов Коля (Москва) до прошлогодней травмы был 1-ым номером в Российском рейтинге. И вот он снова здоров и с нами. Нос с горбинкой, соломенные усы и кудри из-под соломенной шляпы. Портреты фотогеничного Коли украшают многие Российские спортивные журналы. Добродушный тусовщик Коля никогда не расстается со своей соломенной шляпой, и, начав, никогда не понижает градус... На ЧМ97 был 94-ым, т.е. в серединке, что является очень неплохим для наших результатом. Коля больше тусуется по заграницам, имея большой международный соревновательный опыт, но, иногда участвует и в наших, Российских соревнованиях.

Олег Кушлевич (Москва) один из первых и наиболее опытных Российских парапланеристов. Преуспевает не только в спорте, но и в парапланерном бизнесе. Олег участвует в Чемпионате Мира уже в третий раз. На ЧМ97 был136-ым. Соревнуется в основном за рубежом. Мы уже забыли, когда видели Олега на Чемпионатах и Кубках России и СНГ...

Костромитин Сергей и Маша Вербицкая (Москва) - молодая парапланерная семья. Симпатичные ребята, представители нового поколения, потеснившие парастаричков. Выступают еще неровно, но иногда очень результативно. Сергей на прошлогоднем Чемпионате Европы в Испании обыграл всех наших монстров. Мы ждем от него высоких результатов. Маша за границей впервые. Среди женщин России Маша - звезда первой величины.

Ваня Абабков (Алтай) - совсем юный (18 лет!), но очень развитой и продвинутый сибирский гигант (195 см, 95 кг). Заняв 6 место на СНГ98, он сходу ворвался в рейтинговую таблицу и сборную России. На Чемпионат Мира его собирала "вся Сибирь". Наши надежды на подрастающее поколение.

Я, Собетов Андрей (Санкт-Петербург). Мой лучший результат - 4 место на СНГ98. В зарубежных соревнованиях буду участвовать впервые. Спонсоров нет, никому ничего не должен, буду летать как плейбой - в свое удовольствие...

Семь плюс - Леха Круглов. Хоть он теперь выступает за Казахстан, но парень то он нашенский... Мы уже запутались считать, сколько раз он выигрывал все наши соревнования. Спортивная звезда России и в то же время - бомж. Наконец казахский паспорт дал ему возможность поехать за границу. Мы ждем от него феноменальных результатов.

Интересно, обыграем мы здесь хоть кого-нибудь? Ну! Кого-нибудь обязательно должны...

Старт дан

4.06.99. Первый день. Старт - Вильдкогель (2100, превышение над долиной1200-1300 м). Дистанция 107,8 км до цели с возвращением. Вот так, сразу! До цели (56,8 км) надо взять еще 2 ППМ, после нее еще один. Маршрут похож на тот , что я летал вчера на тренировке. Удачно!

Погода слабее, чем вчера. Окно открыто с12-00 до14-00. Волнуюсь. Готовлюсь, как бы чего не забыть, раскладываю под пленкой планшета, на карте фотографии ППМ-ов. Старт дан! Народ крутится у склона, набирает вяло, некоторые сыпятся вниз, глядя на них, стартовать не хочется. Жду. Из наших взлетает Кушлевич, сыпется: ниже, ниже, скрывается за елками...Тоска. Жду. А лидеры уже улетели (что их там держит?). Уже видны столбы цветной мошкары над соседним ущельем.... Надо лететь! Стартую в12-31, потихоньку набираю, смещаясь по маршруту. Надо пройти до пункта №20 в 5 км вдоль хребта на запад, потом вернуться на старт, пройти пару километров на восток, найти (ха-ха) и снять стартовые ворота, которые откроют с 13-00 до 14-30 (воздушный старт). Все это - как бы Эль нулевое, что бы народ рассосался. Потом надо лететь собственно маршрут вдоль хребта до озера Цель-ам-Зее и дальше за озеро в горы до пункта №8, а потом обратно, взять телевышку над Брамбергом и на посадку, вот и все...

Мой девиз: "Медленно, но надежно". Лидеров мне все равно не догнать, а пройти побольше, желательно весь маршрут, хочется. Перед первым поворотником долго набираю высоту над знакомым скальным гребнем и цирком. Выпускаю вперед других, отслеживаю их глиссаду к ППМ : низко, ох низко... Подкоплю-ка я еще высоты...Вот пошел вперед знакомый желтый "Вэриор", это Маша Вербицкая. Что-то низенько...Вот она уже над пунктом (пара домишек на склоне). Э-э-э, садится! А у меня высоты вдоволь, взял пункт и вернулся. А все наши, похоже, уже вперед улетели, позади лишь повторно стартанувший Кушлевич. Зато сел внизу именитый Давид Дагаулт из команды Франции, трое корейцев, чех и еще куча народа. А я еще лечу. И это хорошо!

Стартовых ворот на месте не оказалось! Теперь я понял, что значит: "Надо поискать". Это судейская шутка. Следя за недоуменным рысканием других аппаратов, я все же вычислил, где ворота. Вот она белая стрелка, на пару км ближе, чем точка, указанная этим шутником на карте. Ну, все, делаю фото, лечу дальше.

Вчера летелось легко, под облаками. А сегодня иду тяжело, низко, медленно, часто теряя высоту и подолгу выцарапываясь у склонов. За Миттерзилем просел ниже гребня. Обрабатываю дохлый динамик в травянистом цирке, теряю высоту, теряю! Докатился. Еще немного и сяду прямо здесь. Ну, нет, топать из гор по лесам до дороги не хочу! Надо или вниз, или вверх. Еще поборемся! Рискую. Ох, рискую, работая так впритирку к склону и гребню, разделяющему цирки. Дерусь за каждый сантиметр высоты, но пока проигрываю. Наконец удар под крыло и вверх. Пошел обратный отсчет сантиметров и метров. Кажется, переждал. Надо выбираться отсюда. Уже подо мной гребень, скалистая вершина. Надо бы еще выше, в верхний эшелон. Но не получается, как заколдовали. А там вверху под облаками первые парапланы уже летят обратно! Неужели уже взяли поворотник? А я прошел только треть маршрута...

Гроза над Цель-ам-Зее

Подползаю к последним горам перед Цель-ам-Зее. Именно подползаю, скорость относительно земли заметно упала. Значит, усилился встречный ветер. Этого еще не хватало! Встаю на акселератор, пробиваюсь через последний гребень. Все, подо мной озеро. За ним километрах в восьми пункт - станция канатки на гребне, замыкающем цирк. Надо туда. Но как? С юга нельзя, там аэродром, запретная для нас зона. Можно прямо через озеро (1,5 км над водой), или севера - небольшой крюк. У меня над озером метров 800 -900. Иду в нулях и слабых минусах, а иногда и плюсах... Ветер пока пробиваю. Могу идти прямо над озером, а могу с севера. Все нормально?

Нет, что-то мне не нравится... Не нравится мне что-то...Эта рябь на воде...Этот сильный боковой ветер...Эта странная синева справа...А главное - эти странные вкрадчивые нули над озером... Почему это здесь нули, когда я по всем законам ожидал минуса? А где другие парапланы? Их вокруг не густо: штуки три пробиваются севернее озера, их, похоже, снесло. Один только что пролетел обратно и пара маячит впереди. Пробиваются в цирк к ППМ-у, их тоже сносит ветром, но они не сдаются. Пока все в норме? Учту ветровой снос. Выжимаю акселератор и вперед на центр озера, а с учетом сноса окажусь на краю. Вот какой я умный! Вроде на акселераторе еще пробиваюсь. Борюсь, борюсь с ветром! А вот и плюсы пошли! Хорошо? Только вот вперед не пробиваюсь. А по озеру уже белые барашки пошли... А синева справа как-то подозрительно сгустилась, стала отливать свинцом и заметно приблизилась...А ведь ветер то, эта бяка перед собой гонит...Я уже почти перелетел озеро. Но впереди уже никого..., сбоку народ сильно снесло на север, а рядом один складывает уши...Эх, обидно, пункт так близко! А может рискнуть и в горы? А гроза пройдет стороной? Варио приглашающе пищит, показывая усиливающийся набор...

ДАЖЕ И НЕ ДУМАЙ, ПАРЕНЬ! Из кумулонимбуса живыми не возвращаются! Хочешь, как те итальянцы, навсегда раствориться в небе? Хочешь, как тот хорват узнать, что такое плюс 18? Хочешь, чтобы твой замороженный труп летал на семи тысячах метров? Нет, не хочу!

А варио пищит все сильнее, зараза! Гроза засасывает меня! Пора драпать! Только без паники. Пробую уши. Не помогает! Так я и думал! Доигрался, допрыгался. Раньше думать, дурная голова, было нужно! Что ты можешь еще сделать? Что есть силы втягиваю Б- ряд. Раньше это мне неплохо помогало, разгонялся до -9. Да, пошло снижение! Но болтанка! Что это? Купол нестабилен, непослушен, улетает назад за голову. Так дело не пойдет. Отпускаю стропы. Хоп! Крыло улетает под ноги. Падаю как в невесомости. Ловлю крыло. Началось! Ладно. Выжимаю акселератор, лечу теперь по ветру на север, в долину, пытаюсь обогнать грозу. Обгоняю ветер. Снова складываю уши, акселератор до упора и в спираль корпусом. Есть снижение! Подо мной уже земля, а не вода, если что, падать будет больно... Мысль бросить запаску в голову все же не приходит. А вот японец бросил прямо над озером. И сел прямо в озеро! Не утонул, вытащили. Вот была хохма, когда он свою точку на карте прямо в озеро поставил!

Все нормально. Земля приближается. Скорее, скорее сесть! Разворот против ветра. Вот это скорость! Лечу на выжатом акселераторе... задом наперед - только мелькают домики, поля, и колючая проволока заборов. Так, этого мне только не хватало! Надо срывать купол прямо над забором, разделяющим эти игрушечные поля, чтобы успеть затормозить и не одеться на следующий. Так и делаю. Фу-у-х, повезло, у земли как раз порыв ослаб. Сел! Жив! Как мне повезло!

Официально объявленная скорость ветра в этот день была до 70 км/час...Вертолеты со спасателями и врачами неоднократно курсировали по долине. Работы им сегодня хватало...

81 счастливчик сделали весь маршрут в зачетное время! Еще несколько пилотов были близки к этому. А те 150, кто летел медленнее, оказались в заложниках у грозы и боролись в основном за выживание. Я пролетел 48, 4 км за 3 часа 59 мин. Мало и очень медленно. А лучший результат дня у Генри Кристиана (Австрия, Нова, Прото)107,8 км за 2 часа 44 мин 08 сек! Кристиан оторвался от ближайшего соперника - Криса Мюллера (Канада, Бумеранг) на целых 13 минут. Он показал фантастическую среднюю путевую скорость на этом длинном маршруте с возвращением - 35,5 км/ч! Третьим пришел Ганс Боллингер (Швейцария, Бумеранг). Из наших до финиша не долетел никто (уважительная причина - гроза помешала...). Дальше всех улетел казах Круглов - 82,3 км, Рядом Костромитин - 82,2 км. Коля Шорохов сел спасать упавшего в горах в районе 60-го км поляка, получил бонус: очки, как если бы он прошел всю дистанцию, но без времени. Кушлевич и Колодий сели где-то рядом со мной, 50 и 48,5 км соответственно. Ваня - 41,4 км. Маша - "бомбит аут" и 10 км. Украина: у Шибинского "бомбит аут", у Милевского - 17,9 км

А главное мы все выжили в этом катаклизме! Вечером впечатления: Саша Колодий два раза заходил на поворотник и оба раза отступал перед усилившимся ветром. Сергей Костромитин попал в сильные предгрозовые плюсы уже на обратном пути. И чтобы уйти от грозы и сесть, чего только не делал: и спиралил, и купол сам складывал. Круглову, оказывается, на старте влетел в купол кореец! Кое-как расцепились, разошлись. А уходя от грозы, Леха не смог снизиться в долине и пошел сбрасывать высоту в горах, там закрутил такую крутую спираль, что от перегрузки разошлась молния на кармане подвески и вылетел балласт! Алексей сел на вершину, нашел балласт (он не взорвался!) и пешком дошел по горам до шоссе. А вот Ване Абабкову пришлось хуже всех, запертый сильным ветром в узком боковом ущелье, он получил по полной программе "30 минут борьбы за жизнь" в роторе. Серии мощных ассиметрий, швыряний-вращений и, наконец, - галстук. Чтобы развязать узел, Ване пришлось сорвать оставшуюся половину крыла и падать, пока не развяжется! Ужас! Кошмар! Как он оттуда выбрался, вообще непонятно... Поднимаем бокалы за безопасность полетов ... Только в 11 вечера приехал Шорохов и подлил масла в огонь: еле вытащили из гор поляка, у него серьезный перелом ноги и сотрясение мозга...Вроде бы еще упал бразилец, американца и австралийца сдуло от маршрута на 10 км в горы Кицбюля (гробанешься там и будешь лежать пока не найдут...). Японца выловили из озера, много народа развесилось на деревьях.... Но могло быть еще хуже. Да, нам еще повезло! Поднимаем бокалы за то, что хорошо кончается!

Летать или убиваться?

11 команд подали коллективный протест с требованием отменить летный день по причине грозы на маршруте, создавшей опасность, для минимум 150 пилотов. Наш тим-лидер Саша Колодий от имени России тоже выступил за отмену. Жюри ФАИ отклонило протест. День зачтен. Потому, что, во 1-ых: упражнение не отменили организаторы. Во 2-ых, как сказал почтенный Ноэль Виттал (папа отца формулы-1 Роба): " Каждому были предоставлены одинаковое время и равные возможности сделать упражнение. Может быть это жестоко, даже страшно, но это честно". В 3-их: летать - это опасно (а вы не знали?), но меру риска каждый пилот должен выбирать сам.

Однако многие этим не удовлетворились и продолжили дискуссию. Больше всех переживали американцы. Поспорили маленько и мы. Можно сформулировать две крайние точки зрения. 1-я: Упражнение надо отменять, если хоть одного пилота застала гроза на маршруте (даже если все остальные спокойно пролетели весь маршрут). 2-я: Упражнение разыграно, если хотя бы один сумел пролететь (даже если все остальные поубивались). Надеюсь, ваше мнение по этому поводу не изменится в зависимости от того, в какую группу вы попали... Конечно, нужно отменять не задним числом ("в память о погибших" и для переигрывания результатов выживших), а для предотвращения полетов в убивалово. ДО, а не ПОСЛЕ. Но как практически это сделать? 100%-но надежные метеообеспечение и связь - вот что для этого надо. Каждому пилоту - рацию или даже радиотелефон и наблюдателей по маршруту. Легко сказать! А если этого нет? Тогда пилотам лучше заранее знать позицию судей по этому вопросу...

"Я думал, ты сядешь раньше" - сказал, наблюдавший за моими трепыханиями над озером Кушлевич. Я бы без раздумий сел, если бы знал, что упражнение отменят (многие пилоты по рации умоляли судей сделать это). Что я - псих, по доброй воле в такую погоду летать? А так фигушки, будем бороться до конца (до какого такого конца?...), что я - псих, по доброй воле другим очки уступать? От героя до дурака один шаг...

Понятно, что за 4-6 часов полета переразвитие погоды, особенно в горах весьма вероятно. И аутсайдеры всегда могут подать протест. А летных дней и так мало. А соревнования нужно разыграть. И организаторы будут использовать для этого все возможности. А риск исключить в принципе нельзя. Такие правила игры. Окно открыто. Лететь или нет - решайте сами. Ну что, полетели?

Это сумасшествие!

Окно открыто! Клубящиеся над стартом облака обрамляют это окошко, в котором временами просвечивает кусочек долины. Ветер в спину.

Одни недоуменно озираются, другие деловито раскладываются и стартуют...с обратного склона. Потом быстро разворачиваются и через понижение в хребте перелетают на нашу (и ротора) сторону. Пока ветер слабый, это проходит. Все больше аппаратов то скрывается в облаках, то выныривает из них, кружась над стартом... А сзади медленно, но верно подползает совсем уж нехорошего вида туча, в которой грохочет и сверкает...Эпическая картина!

Из наших стартовал только Шорохов ( вот псих!). А вдруг улетит? Страшно! Сверкнула молния. Тоже страшно! "Андрей, неужели ты хочешь лететь?" - ходит вокруг кругами юный Ваня...Идет игра нервов. "Смотри что делается, надо сказать организаторам, пусть отменят упражнение!"- беспокоится Ваня. А то они не видят! Да, крепкие у них нервы. А может, мы тут все психи?

Грохочет уже рядом, пора или улетать, или складываться, а то намочит. Громко задудела дудка - отмена, наконец-то! "Садись, Коля! Садись, отменили!" - радостно закудахтали мы по радио...

И хлынул... град! Ледяные шарики по полтора сантиметра больно бьют даже рикошетом. Хорошо, успели под крышу, а так парапланы бы в решето.

Погоды нет. Но организаторы стараются использовать любую возможность. День за днем соревнуемся в полетах в непогоду - ужас? Над нами навис призрак неразыгранного Чемпионата - вот это ужас.

Снова облака на старте. Снова подходит дождь, а может быть шквал, а может быть гроза. Но пока вроде тихо, только метут седые космы, только капают первые капли... Сидеть под дождем на старте? Нет уж, хоть вниз, но слечу. Стартую! Облака вяло подсасывают. Кружусь под мрачным свинцом. Капает. Кто там верещит бабьим голосом? Чуть не столкнулся с какой-то пилотессой. Пардон, мадам, забыл включить на очках дворники, ни хрена не вижу! Ладно, пора отваливать из-под этих облаков, пусть очки ветром высушит. Все тянут глиссаду к Миттерзилю. Минуса. Идем плотно друг за другом, скребя подвесками елки. Понятно, что далеко улететь сегодня не удастся. Но эти черти лидеры наверняка сделают невозможное и день зачтут. На старте хлынул ливень. Из наших успели стартовать только я и Круглов. Теперь мы слышим по рации печальные голоса оставшихся на старте. Боллингер и еще несколько монстров не стартовали. Круто! Американцы канючат у судей, чтобы день отменили, говорят, что летать в такую погоду - сумасшедствие. Судьи непреклонны... Интересно, какой процент потерь должен быть, чтобы они дрогнули?...

Неумолимо снижаемся. Что там на шоссе? Почему стоят машины, а вокруг лежат купола? Что-то явно случилось, но что? Сел, подошел Обгорелые лоскуты параплана на проводах высоковольтной линии, закрывающие простынями тело медики... Пилот из Тайваня не заметил боковой отвилки от основной ЛЭП. "Это было кошмарное зрелище - рассказал белый как полотно болгарин - он горел синим огнем, пока на нем не сгорела подвеска, тогда он упал на землю и его смогли потушить". Прибывший через несколько минут вертолет увез его в клинику в Инсбрук, он был еще жив, но потерял 40% кожи...

Упражнение наконец-то отменили... Шквал и ливень мы с Лехой встретили уже в автобусе подбора.

Когда стало ясно, что в оставшиеся дни Чемпионат не разыграть, организаторы пошли на то, что бы в один (непогожий!) день пытаться ставить по два упражнения, одно из которых смотрелось смехотворно. Но ничего из этих стартов в дождь не получилось.

Американцы в знак протеста покинули соревнования. Свое мнение обо всем этом они опубликовали в Интернете: "Погода была ужасной, организаторы еще хуже" (вот это - по-нашему, по-домбайски!). Вслед за ними "от такой погоды и таких полетов" уехали команды Франции, Великобритании и еще несколько. Впрочем, все команды- лидеры остались...

Поняв, что соревнования в зачет не пойдут, уехали Кушлевич, Шорохов. Уехали украинцы. А мы остались и получили еще один летный день.

Я, тем не менее, считаю, что организаторы работали хорошо. Они делали все, что можно сделать, чтобы Чемпионат состоялся. Вот если бы они этого не делали, и мы бы пропустили хоть одно упражнение, которое можно было бы отыграть, тогда они были бы виноваты. А это нытье по поводу плохой погоды, в которой кто-то виноват - "Домбайский синдром".

Жизнь после жизни

17.07.99 День второй. Да, всего через две недели после первого мы получили второй летный день. Ура-а-а! Народ на старте бодро готовится к продолжению Чемпионата, теперь уже неофициального.

Упражнение: Полет до цели через ППМ с возвращением. 47,5 км. Старт - Вильдкогель. ППМ - дом на склоне над Миттерзилем. Цель - кирха за Уттендорфом на другой стороне долины. Финиш - Нойкирхен.

Погода стала улучшаться, еще бы - крайний день соревнований...

Удалось набрать аж 200 м над стартом. После ППМ-а при переходе на другую сторону долины почти все потерял. Но цель взял и вскоре сел у Пиртендорфа , пройдя всего 27,6 км. Почти все наши сели рядом в пределах 5 км. Только Саша Колодий оторвался от коллектива и долетел-таки до финиша. Молодец! Круглов тоже наверное, мог бы, но заблудился со своим GPS-ом и рыскал по окрестностям в поисках кирхи. В результате так и сел... почти на нее.

Первым на финиш пришел канадец Крис Мюллер: за 1 час 15 мин 59 сек. Он показал путевую скорость - 37,51 км/ч! (Да как они летают? Встал на акселератор и пошел?). Вторым стал Мануэль Донди (Италия, Бумеранг), третьим Бодо Генц (Германия, Бумеранг).

А погода продолжает улучшаться...все правильно, ведь завтра отъезд.

Результаты

1 - Генри Кристиан, Австрия, Нова Прото.

2 - Крис Мюллер, Канада, Бумеранг.

3 - Вальтер Хольцмюллер, Австрия, Эксперт

4 - Ганс Боллингер, Швейцария, Бумеранг.

5 -Джеонг Сей Йонг, Корея, Бумеранг.

6 - Джимми Пашер, Италия, Бумеранг.

7 - Бодо Генц, Германия, Бумеранг.

8 - Стив Кох, Швейцария, Омега 4.

9 - Ачим Джус, Германия, Бумеранг.

10 - Петер Вонканел, Швейцария, Эксперт.

14 -Стефан Штиглер,Австрия, Гамбит

76 - Роб Виттал, Великобритания, Протон.

92 - Костромитин Сергей, Россия, Эклипс.

93 - Колодий Александр, Россия, Эклипс

121 - Круглов Алексей, Казахстан, Корвет

125 - Джон Пендри, Великобритания, Протон. УРА-А-А Сереге, Лехе и Сане!!!

127 - Шорохов Николай, Феникс.

136 - Санди Кошепа, Франция, Сектор. УРА-А-А Коле!!!

151 - Собетов Андрей, Россия, Райвел.

155 - Абабков Иван, Россия, Райвел.

158 - Клара Бернье, Франция, Миллениум. УРА-А-А нам с Ваней!!!

190 -Кушлевич Олег, Россия, Эксперт.

205 - Вербицкая Мария, Россия, Вэрриор

221- Милевский Анатолий, Украина, Райвел.

225 - Шибинский Сергей, Украина, Райвел.

Командные места:

1 - Австрия

2 - Швейцария

3 - Германия

22 - Россия

23 - США. УРА-А-А нам всем!!!

39 - Украина

40 - Болгария.

Итак, Первый Неразыгранный Чемпионат Мира получил своего неофициального чемпиона - Генри Кристиана. Официальным чемпионом Мира еще на два года остается Джон Пендри (скоро у нас, наверное, как в шахматах будет три чемпиона...).

Подлинным победителем стал конструктор, кореец Джин, ушедший из "Эдель" и основавшего фирму "Джин Глайдерс". На его "Бумерангах" летали больше половины лидеров.

А мы все-таки сделали Америку!

Выводы

1. Итак, мы в лучшем случае посередине. Хорошо, что уже не в самом конце как Украина, Македония и Греция. Мы научились проходить если не всю, то значительную часть дистанции, а не вываливаемся как раньше на первых километрах. Теперь надо выйти на следующий уровень - научиться проходить дистанцию полностью, как, например Словения, Венесуэлла. А лидеры находятся еще на один уровень выше. Они летают на время, а не на дальность, как мы. Нам еще надо научится пролетать всю дистанцию. А для них это вообще не вопрос. Они пролетают дистанцию полностью и притом быстро. И дело не только и не столько в скорости на переходах. Быстро и безошибочно находить, точно обрабатывать и вовремя покидать поток, все видеть, все понимать и не делать ошибок - вот, чему нам надо научиться. А пока будем летать медленно, но надежно? Проблема в том, что медленно дистанцию в 100 км пролететь сложно - велик риск переразвития, или просто сдыхания погоды. Медленно такую дистанцию можно вообще не пролететь. Так что летать быстро - значит летать правильно.

2. Парапланы. Пошла обратная волна от суперкачества и суперудлинения к надежности. Хит года - competition "Бумеранг" - скорость и удлинение "всего-лишь" 55 км/ч и 6,24. При этом, говорят он просто чуть постабильнее равных по классу аппаратов ( и существенно дешевле). А англичане Джон Пендри и Роб Виттал вообще на "Протонах"(DHV 2-3) с удлинением 5,72 летают. Может, вы считаете себя круче Джона Пендри?...

3. Есть ли шансы у России? Что нужно для того чтобы наши спортсмены стали летать на уровне лидеров? Ответ вроде простой: надо ездить, летать рядом с лидерами, а на это нужны деньги. Однако ездят, летают, а результат посредственный. Больше надо ездить?...Да, однако, яркий и печальный пример того, когда едут те у кого есть деньги, а не те, кто мог бы показать результат дала нам Украина... Национальный рейтинг проблему не снимает если круг узок и разыгрывается некий постоянный междусобойчик. Особенно если национальные лидеры все время проводят за границей, не участвуя во внутренних соревнованиях, не соревнуясь напрямую с молодежью и не передовая ей опыт.

А необходима преемственность. Необходимо, чтобы в стране наросла критическая масса хороших пилотов. Необходимо, чтобы национальные соревнования проходили на высоком уровне. Медленно, но верно критическая масса нарастает...

Есть у нас и русское чудо-оружие: наши детско-юношеские секции и клубы (аналогов в мире нет). Уже 13-летние начинают летать маршруты, а к 16-18 годам они уже классные спортсмены. На них наши надежды. Не мы, так они сумеют победить!

Андрей Собетов

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 31 32 33 34 35 [Следующая] > [Крайняя] >>

Результаты 280 - 288 из 314