Главная arrow О федерации arrow Применение СЛА arrow Применение сверхлегких воздушных судов в сельском хозяйстве Волгоградской области
Применение сверхлегких воздушных судов в сельском хозяйстве Волгоградской области Печать E-mail
17.04.2017 г.
К концу девяностых годов на фоне общего развала экономики сильно пострадала сельскохозяйственная авиация страны. На пример, в 1997 году в Волгоградском авиаотряде сельхозавиации из 40 воздушных судов осталось 2 самолета АН-2, имеющих остаточный ресурс для выполнения полетов. Конечно, для области с двумя миллионами га пахотных земель такое положение дел обернулось резким ростом численности вредителей сельскохозяйственных культур, и как следствие падением урожайности.

В новых экономических условиях необходим был нестандартный выход из этой ситуации, без больших капитальных вложений и с высокой экономической эффективностью. Такой выход был найден.

Вдохновленные положительными примерами применения сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) в Краснодарском крае и Самарской области Волгоградские спортсмены дельтапланеристы-дельталетчики в 1998 году начали эксперименты по использованию дельталетов для опрыскивания посевов на территории своей области. Была проведена большая работа по подбору наиболее подходящей под этот вид деятельности авиатехники и созданию химаппаратуры, позволяющей с v высокой эффективностью производить опрыскивание. Помогали нам в этом инженерно-техническое образование и конструкторский опыт, полученный на предприятиях г. Волгограда и в авиаспорте. Два года были потрачены на оснащение авиатехники и эксперименты по отработке технологии опрыскивания. В 2000 году было создано первое предприятие для производства авиационно-химических работ с применением СЛА в Волгоградской области. Оно называлось АСК "Дельта". Это предприятие стало первым в России сертифицированным эксплуатантом, эксплуатирующим сверхлегкие воздушные суда для выполнения авиационных химических работ. Несмотря на необходимость сертификации воздушных судов, химаппаратуры, технологий работ, (а многое делалось впервые и требовало значительных временных и финансовых затрат), это направление из-за высокой востребованности и эффективности, бурно развивалось. Росло количество СВС в "АСК Дельта", появились в области и другие авиапредприятия СЛА. Наряду с дельталетами стали применяться для авиационных химических работ и сверхлегкие самолеты, разработанные по нашему заказу и изготавливаемые на предприятии "КБ СпектрАэро" в г. Таганроге под руководством А.Б. Водолазского.

Вскоре стало ясно, что имеющееся воздушное законодательство не успевает за развитием новой отрасли сверхлегкой авиации.

СЛА применявшиеся ранее только в спортивных целях, не вписывались в правовые рамки гражданской авиации. Не были решены и проблемы подготовки летного и технического персонала для таких авиапредприятий.

Огромную роль в процессе гармонизации методик и правил проведения полетов на СЛА, подготовки летного и технического персонала с Российским воздушным законодательством сыграли ОФ СЛА России и Владимир Иванович Забава, который долгие годы оставался на посту Президента нашей Федерации. По инициативе ОФ СЛА России были разработаны и приняты Федеральные авиационные правила, позволяющие сертифицировать летную годность не серийно изготавливаемых воздушных судов (ВС), в том числе и сверхлегких (СВС), сертифицировать эксплуатантов СВС, выполняющих авиаработы, выполнять полеты в воздушном пространстве РФ по уведомительному порядку. Была создана рабочая группа при Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации для оценки качества подготовки и выдачи свидетельств специалистов гражданской авиации летному и техническому персоналу СВС. Решение этих основополагающих правовых вопросов дало новый толчок развитию сверхлегкой авиации в целом и сельскохозяйственной сверхлегкой авиации в частности.

Сейчас в Волгоградской области насчитывается более 50 экземпляров СВС, принадлежащим авиакомпаниям и частным лицам. Оборудовано и зарегистрировано четыре площадки базирования СВС: "Бекетовка", "Воро-поново", "Орленок" и "Средняя Ахтуба". Пять авиапредприятий являются сертифицированными эксплуатантами гражданской авиации, выполняющими авиационные работы. В сезон 2016 года ими было обработано около 1,4 млн. га сельскохозяйственных посевов.

Авиакомпания "Агролет" использует для проведения авиационных работ сверхлегкие самолеты "Бекас" и СП-30, а также самолеты АН-2. АСК "Дельта" применяет и дельталеты и сверхлегкие самолеты. Авиапредприятия "Антон" и "Орленок" эксплуатируют не только свои СВС, но и привлекают и организуют частных владельцев СВС. Авиакомпания "Новатор", наряду с авиационно-химическими работами, производит аэросев мелкосемянных масличных культур (горчицы, рыжика, рапса).

Аэросев - это сев с самолета разбросным способом с обеспечением необходимой плотности и равномерности семян на определенной ширине захвата. Для сверхлегкой авиации подходящими культурами для аэросева являются мелкосемянные масличные культуры семейства крестоцветных: горчица, рапс и рыжик. Все они имеют семена округлой формы, размером 1-2 мм. Норма высева от 5 до 8 кг на 1 га для горчицы и рапса, и от 9 до 12 кг на 1 га для рыжика. Насыпная плотность семян около 700 г/л. К тому же эти культуры требуют неглубокой заделки семян (не более 2 см).

Наибольшие урожаи горчицы, рапса и рыжика можно получить, если сеять в почву, содержащую большое количество влаги в поверхностном слое (ранней весной для яровых культур и поздней осенью для озимых). В такие периоды невозможен сев наземной техникой. К тому же в южных районах Волгоградской и Саратовской областей от окончания заморозков до высыхания поверхностного слоя почвы проходит очень мало времени. Поэтому аэросев с его высокой производительностью (300500 га за летный день) в этих районах незаменим. Очень востребован аэросев в дождливую весну, когда наземную технику невозможно вывести на поля, а сроки сева уходят, а также в дождливую осень, например для озимого рыжика. Так в Саратовской области осенью 2013 года около 10 тысяч га паров, подготовленных для озимой пшеницы, из-за постоянных дождей были засеяны рыжиком с помощью СВС.

Аэросев горчицы или ярового рыжика применяется также для ремонта озимой пшеницы, пострадавшей от осенней засухи или от неблагоприятной зимы. Поля с плохими всходами (10-60%) сплошь засевают вышеуказанными культурами. Получается поле с бинарными посевами, которые при созревании скашиваются одновременно, а на току семена отделяются друг от друга. Это самый экономически эффективный способ пересева озимых. Востребованность таких работ зависит, как было сказано ранее, от погодных условий в конкретный год.

За один сезон авиакомпания производит аэросев на площадях от двух до десяти тысяч га. Стоимость аэросева 300 рублей за га. Как видно этот вид работ не является основным для авиакомпании, но может быть существенным добавлением к сезонной загрузке предприятия. К тому же аэросев не пересекается по срокам с другими видами сельскохозяйственных авиационных работ. В течение двух часов оборудование для аэросева может быть заменено на химаппаратуру и наоборот.

Следует отметить, что аэросев это высокоточный вид авиаработ и требует от пилота СВС специальной подготовки и высокой квалификации. СВС в области применяются также для производства геофизических исследований (магнитометрия и гаммаспектрометрия земной поверхности в целях геологических изысканий).

Авиакомпания "Новатор" разрабатывает и производит химаппаратуру для самолетов СП-30 и их модификаций, модернизирует самолеты СП-30 (изготавливает гидравлические передние стойки шасси и остекление).

Своей деятельностью авиакомпании помогают развитию экономики области: создают новые рабочие места, приносят отчисления в бюджет и развивают авиационный спорт. Но основным результатом их деятельности стало внесение весомого вклада в повышение урожайности сельскохозяйственных культур в Волгоградской области.

Владимир ЛЫГИН, Иван ХАЙНАЦКИЙ.
 


 
 
« Пред.