Главная arrow О федерации arrow Сертификация
Работа по нормированию и сертификации Печать E-mail
01.03.2008 г.
Сертификация

ОФ СЛА располагает высококвалифицированными экспертами и активно участвует в работе по нормированию деятельности в области сверхлегкой авиации, сертификации сверхлегкой авиационной техники, авиационного персонала и организаций СЛА. Разрабатывается, совершенствуется и утверждается в компетентных государственных органах нормативная база. Нормы летной годности дельтапланов (1980, 1984 гг.), моторных СЛА (1987, 1998 гг.), парапланов (1996 г.), специальные требования к предприятиям СЛА на годность к профессиональной деятельности (1995 г.), Единая система подготовки и сертификации авиационного персонала СЛА (1996 г.), нормы и требования единой спортивной классификации по видам спорта СЛА (1988, 1992, 1997 гг.) и др.

С 1989г. работает учрежденный ОФ СЛА и ДОСААФ Экспериментальный летно-исследовательский центр сверхлегкой авиации (ЭЛИЦ СЛА). В Центре и Главной квалификационно-сертификационной комиссии (ГКСК СЛА) прошли летно-техническую экспертизу не один десяток типов и сотни экземпляров СЛА, десятки организаций, предприятий и сотни летчиков СЛА.

С 1998г. ЭЛИЦ СЛА аккредитован Федеральной авиационной службой РФ и выполняет задачи в качестве элемента системы сертификации на воздушном транспорте.


Сертификация авиационного персонала и авиационной техники сверхлегкой авиации: некоторые вопросы процедур и технологии

Мы вступили в горячую пору массовой аттестации пилотов и других специалистов сверхлегкой авиации, сертификации сверхлегких летательных аппаратов - и все это на новом государственном уровне, с получением новых, государственных документов. Не один уже десяток дельталетчиков, микросамолетчиков, дельта- и парапланеристов с гордостью носят в нагрудном кармане золототисненые "Свидетельства пилотов сверхлегких летательных аппаратов" и с удовольствием демонстрируют скрепленные государственной гербовой печатью квалификационные отметки о специальностях инструктора, "авиаработника", любителя, спортсмена и т.д.

"Как получить или поменять корочки?" - вопрошают непосвященные, вернее, неподготовленные. На такой вопрос может быть только один ответ: "Никак!"

Потому что речь может идти только о подготовке или переподготовке и повышении квалификации с последующим освидетельствованием, которое должно установить соответствие профессиональных знаний, опыта и летной подготовки специалиста СЛА установленным государственным требованиям.

Разумеется, объем такой работы строго дифференцирован в зависимости от уровня, качества подготовки и имеющейся прежней квалификации. Одно дело - пилот, освоивший минимальную обязательную программу по курсу любителя и другое - обладатель всеми признанного и уважаемого "зеленого" свидетельства летчика СЛА - профи. Но, в любом случае, и он проходит курсы, программа которых предусматривает самые необходимые занятия, полеты, проверки для того чтобы адаптировать имеющуюся квалификацию к системе, действующей в Гражданской авиации.

Согласно утвержденной программе, эти курсы проводятся Центральной классификационной комиссией СЛА и летно-техническим центром ЭЛИЦ СЛА как на базах ЭЛИЦ СЛА (например, в Калуге), так и на местах - на базах региональных организаций - по их заявкам.

Сегодня уже можно говорить о некотором опыте работы по сертификации. О чем он свидетельствует? Что нужно учесть? Во-первых, зачастую имеющийся опыт оказывается "не по теме". Скажем, кандидат имеет налет более 400 часов, а в зачет квалификационных требований можно принять только 40. Это не значит, что человек летал впустую, но нужно заняться и тем, как говорится, что нужно. При этом, и то, что имеется, часто подтвердить сложно из-за того, что неправильно ведутся летные книжки. То же касается и теоретических знаний. В летной подготовке нередко проявляются недостаточные навыки в технике и методике выполнения конкретных экзаменационных упражнений, - опять же в силу однобокого, "флюсоподобного" налета.

Совершенно ясно, что в большинстве организаций СЛА нужно пересмотреть вопросы стратегического планирования, создания пресловутых планов-графиков летной и календарных планов теоретической подготовки на год.

Теперь о процедурах. Кандидат на освидетельствование становится курсантом, когда он, простите за формализм, идентифицирован и дееспособен для работы на них. Необходимый набор документов и снаряжения представлен ниже.


Порядок работы на курсах повышения квалификации и освидетельствования авиационного персонала СЛА

Заявитель:
  • Заявление.
  • Летная книжка.
  • Свидетельство летчика СЛА (ав. спорт. ДОСААФ) - при наличии.
  • Документ мед. освидетельствования.
  • Страховой полис.
  • Тетрадь подготовки к полетам.
  • Тетрадь теоретической подготовки.
  • Рабочая книжка инструктора (для инструкторов).
  • Полетная карта и штурм. снаряжение.
  • Летная характеристика и данные для акта квалификационной экспертизы.
  • 2 фотокарточки 4 х 5.
Центральная Квалификационная комиссия СЛА. Учебное подразделение ЭЛИЦ СЛА :
  • Курсы повышения квалификации и освидетельствования авиационного персонала СЛА (объем и содержание подготовки – в соответствии со специальностью).
  • Свидетельство пилота СЛА (РП, техника) с квалификационными отметками согласно специальностям.

Сертификация сверхлегкой авиационной техники проводится на основании Постановления Правительства РФ от 13.08.96 г. № 996, Приказа № 219 от 10.07.98 г. Федеральной авиационной службы России. Согласно этим документам ЛТЦ ЭЛИЦ СЛА осуществляет летно-техническую экспертизу сверхлегких воздушных судов - каждого единичного экземпляра. Так же, как и в случае с персоналом, работа эта проводится как на базах ЭЛИЦ СЛА, так и на местах - по заявкам организаций, и часто одновременно с освидетельствованием персонала. Наиболее уязвимыми местами, которые выявил уже первый опыт новой сертификации, является отсутствие полноценной, отвечающей требованиям ФСВТ эксплуатационной документации, а также плохо организованные и еще хуже документированные текущие техническая эксплуатация и техническое обслуживание сверхлегких летательных аппаратов. Часто, виноваты в этом организации, клубы, специализирующиеся на производстве техники. Разумно будет, если первый этап сертификации (летно-техническую экспертизу) с соответствующими документально-организационными шагами они возьмут на себя.

По аналогии с персоналом, приводим схему процедуры сертификации и регистрации сверхлегкой авиационной техники.


Порядок сертификации и регистрации экземпляра сверхлегкого воздушного судна (СВС)

Заявитель:
  • Заявка.
  • Страхование СВС.
  • Страхование ответственности перед третьими лицами.
  • Документ о праве собственности.
Заявитель совместно с разработчиком и изготовителем:
  • Формуляр (техпаспорт).
  • Руководство по летной эксплуатации.
  • Руководство по технической эксплуатации.
  • Регламент технического обслуживания.
  • Чертеж общего вида в масштабе 1:10.
  • Чертеж каркаса в масштабе 1:5.
  • Материалы по прочности.
ЭЛИЦ СЛА:
  • Акт проверки технического состояния и определения годности.
  • Акт летно-технической экспертизы.
  • Заключение летно-технической экспертизы.
  • Удостоверение о годности к полетам.
Реестр ГА (ФСВТ) или Центр ГРС и Л авиации РОСТО:
  • Свидетельство о государственной регистрации СВС.

В процессе работы на местах могут рассматриваться вопросы формирования филиалов ЦКК СЛА и ЭЛИЦ СЛА, прежде всего, на базе летно-технических и технических комиссий региональных федераций сверхлегкой авиации.

Крайнее обновление ( 01.03.2008 г. )