Спорт
НОВАЯ ДИСЦИПЛИНА В СПОРТЕ СВЕРХЛЕГКОЙ АВИАЦИИ - ПАРАПЛАНЕРНАЯ АЭРОБАТИКА Печать E-mail
17.04.2017 г.

Спортивная авиация постоянно ищет новые форматы для своего развития. Одним из основных движущих факторов этого развития является зрелищность проводимых соревнований. И это очень логично: существующие классические соревновательные форматы не предполагают высокую вовлеченность зрителя в процесс. Например, навигационные задания и моторных, и безмоторных классов выполняются не перед зрителями, а вне аэродромов, и вся работа и профессионализм пилотов полностью скрыты от зрителей.

Вместе с тем, для привлечения внимания общественности к авиационным видам спорта требуется появление соревнований, максимально открытых для обзора. Таким требованиям полностью отвечает новая спортивная дисциплина в спорте сверхлегкой авиации -«парапланерная аэробатика». Суть дисциплины — выполнение спортсменом динамичных фигур высшего пилотажа в небе при открытом куполе. Для пилотажа используются высокоскоростные купола-крылья малой площади. Фигуры высшего пилотажа включают несколько десятков вращений и связок. При выполнении некоторых из таких фигур перегрузки достигают 6g -7g. Эти значения близки к перегрузкам, которые испытывают пилоты поршневых и реактивных самолетов при выполнении фигур высшего пилотажа. Разделяют индивидуальную (solo) и парную (synchro) аэробатику.

Важным достоинством дисциплины является то, что все соревнование локализовано на ограниченной территории и доступно для наблюдения с земли. По соображениям безопасности на конференции FAI в 2016 году было принято решение, что все соревнования должны обязательно проводиться над водой. Так как только в этом случае пилот имеет большие шансы остаться целым даже если у него не раскроется полностью не только основной купол, но и запасной парашют.

Это направление оформилось в спортивную дисциплину относительно недавно. Так, первый Чемпионат мира по парапланерной аэробатике был проведен лишь в 2006 году. Во многом эволюция связана с появлением новых спортивных крыльев, улучшением систем безопасности и общим ростом профессионализма пилотов. Вместе с тем, парапланерная аэробатика пока не стала массовым спортом и остается выбором единиц. В Чемпионате мира 2016 года выступало 60 спортсменов, а в мире сегодня насчитывается несколько сотен спортсменов, имеющих достаточную квалификацию. Есть такие спортсмены и в России. Но пока их немного. Это, безусловно связано с высошй сложностью выполняемых фигур. Управляющие движения спортсменов должны быть сверхточными, в их отработку вкладываются сотни часов. Надо понимать, что любая ошибка в этой дисциплине, также как и ошибка канатоxодца идущего над пропастью, может привести к непоправимому.

В мире парапланерная аэробатика развивается усилиями отдельных энтузиастов и клубов. Большинство из них входят в Международную Авиационную федерацию - Federation Aironautique Internationale (FAI), в которой работа по данному направлению осуществляется в комиссии по безмоторным СЛА (CIVL). Подобная интеграция позволяет сводить воедино достижения разных стран, осуществлять оперативный обмен опытом, иметь единые стандарты и правила.

По причине относительной новизны спорта, правила соревнований и список фигур подвержены регулярным изменениям и расширениям.

В России координацией работы с FAI занимается Объединенная федерация спорта сверхлегкой авиации (ОФ СЛА России). Федерация видит развитие парапланерной аэробатиш в качестве одной из своих приоритетных задач. Для популяризации этого направления Федерацией сформирована пилотажная группа с участием иностранных пилотов, готовая выступать на авиационных и других шоу, салонах и выставках. В данных показательныx выступлениях показываются сложнейшие аэробатические элементы, влюючая различные вращения, спирали, «бочки» даже «петли». Используются специальные дымы. Показательные выступления группы сопоставимы по зрелищности с полетами истребителей с изменяемым ветром тяги!

Открыта возможность прихода в дисциплину новых пилотов, имеющих достаточный парапланерный налет и стремящихся развиваться в направлении аэробатики. Возможность включает в себя не толью обучение в России, но и интеграцию в мировое аэробатичесюе сообщество, в том числе, участие в зарубежных сборах, а также континентальных и мировых чемпионатах.

Отвечая критериям, предъявляемым к современному спорту, парапланерная аэробатика уверенно укрепляет свои позиции в ряду спортивных дисциплин. Можно предположить, что она будет все более активно включаться в международные соревнования самого высокого уровня. Учитывая активное сотрудничество Международной авиационной федерации (FAI) и Международного олимпийского комитета (МОК), не исключено, что именно она войдет в число кандидатов в олимпийские виды спорта.

Делегат ОФ СЛА России в ФАИ Георгий Расников

 
РЕПОРТАЖ С ЧЕМПИОНАТА МИРА НА МОТОРНЫХ СЛА 2016 Печать E-mail
17.04.2017 г.

ПОДРОБНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ В КЛАССЕ RWL-2 - ДВУХМЕСТНЫЕ ДЕЛЬТАЛЁТЫ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Общее количество экипажей, принявших участие в соревнованиях в классе двухместных дельиалетов - 17. Россия - 3 дельталета, Польша - 3 дельталета, Англия - 4 дельталета, Чехия - 1 дельталет, Германия - 1 дельталет, Франция - 2 дельталета, Италия - 1 дельталет, Китай - 2 дельталета. Новых конструкций дельталетов на соревнованиях представлено не было. Большинство английские «Квики», французские «Танарги» и «Скайперы» с моторами Ротакс-912.

Дельталет с мотором Ротакс-912 с инжектором так и никто к этим соревнованиям и не привез (учитывая интерес к дельталету чемпионов в этом году, думаю, что напрягутся и привезут к следующим соревнованиям). С прошлого года дельталет обновили только прошлогодние чемпионы (Юркевичи), и то со «Скайпера» на «Танарг» (что было не совсем понятно). Фаворитов (со стороны конструктивной составляющей) среди дельталетов выделить трудно (если только дельталеты с моторами Suzuki и HKS, которые экономичнее Ротаксов-912-ых). Выиграть мог абсолютно любой (как это и оказалось в конечном итоге: 4 экипажа имели разницу в диапазоне 400 очков. Разница между 1 и 2 местом - 51 очко, между 1 и 3 местом - 233 очка. Экипаж-чемпион набрал 5798 очков по итогам 11 упражнений.

22 августа упражнение Task-3 (начало соревнований). При ограниченном количестве топлива необходимо пролететь заявленное количество поворотных пунктов маршрута (ППМ). Очки: за каждый ППМ 50 баллов + бонус за точное прохождение заявленного количества ППМ (200 баллов) + бонусы за заявленное время прохождения ППМ №9 и №12 в секундах (по 100 баллов за каждый ППМ, максимальное количество-200). Лидер, набравший максимальное количество баллов зарабатывает 1000 очков (идущие в личный и общекомандный зачет). Мы называем это упражнение «сетка».

Экипаж Семеновых заявил 17 ППМ (к сожалению 1 ППМ нам не зачли - прошли рядом). У Семеновых - 16 ППМ (это максимальное количество среди остальных участников). Экипаж Барсуков и Ширков из Кумертау заявил 14, но прошел - 13 ППМ (это второй результат по количеству пройденных ППМ вместе с английским экипажем). Остальные заявляли по 12 ППМ и меньше. За прохождение заявленных пунктов бонус в 200 очков. Так же нужно было заявлять время прохождения ППМ №9 и ППМ №12 в секундах. Точное прохождение этих ППМ давало по 100 дополнительных очков. Интервал -5 сек. до +5 сек. - 100 очков от заявленного участников времени. Далее за каждую секунду в любую сторону (пришел ты раньше или опоздал) потеря 5 очков.

Лидеры в данном упражнении - чешский экипаж №222: кол-во взятых ППМ - 12 (600 баллов), бонус за заявленное и взятое кол-во ППМ -200 баллов, точное прохождение 3-х временных ППМ - 290 баллов. Итог - 1090 баллов (1-й результат в упражнении), что дало 1000 очков.

На 2 -м месте английский экипаж №203 (11 ППМ - 550 баллов, бонус за кол-во - 200 баллов, двое временных ворот - 170 баллов). Итого - 920 баллов, что принесло 844 очка в личную и командную копилку.

Результаты по упражнению российских экипажей:

Результаты по упражнению: Семеновы - не точное прохождение одного ППМ - потеря бонусных 200 очков. В итоге: 3-й результат в упражнении.

Экипаж Барсуков и Ширков - не прохождение 1-го ППМ (минус 200 баллов за заявленное кол-во), не прохождение вовремя ППМ №9 и №12 - результат: 10 место в упражнении. Вывод: не стоит жадничать с количеством ППМ, главное точное их прохождение и выдерживание заявленного времени прохождения установленных ППМ, что достигается расчетом, правильным планированием полета и многократными тренировками.

23 августа упражнение Task-4. Полёт по криволинейному маршруту с поиском фото и поворотных пунктов. Мы называем это упражнение "шестерёнка".

УПРАЖНЕНИЕ TASK-4 - «ШЕСТЕРЁНКА»

Описание:
От точки SP двигаемся по внешнему кругу против часовой стрелки до нахождения ППМ, указанного на фотографии. В точке ППМ делаем петлю (как это показано на рис.1. От ППМ проводим луч к центру окружностей и переходим по полученному лучу на внутренний круг. Далее, после нахождения очередного поворотного пункта, переходим на внешний круг и т.п. до FP-line, после пересечения которой упражнение для участника считается законченным. Параллельно, на всем интервале пути, ищем фотографии (могут находиться везде), дающие дополнительные баллы в упражнении (рис. 1). На всем промежутке пути так же имелись скрытые временные ворота (4 шт.), проходя которые строго по времени зарабатываются дополнительные баллы (100 баллов за каждые временные ворота). Здесь важно пройти ворота секунда в секунду (погрешность прохождения в любую сторону за 1 секунду минус 5 баллов).

Экипаж Максим Семенов и Альфия Семенова нашли все поворотные пункты и практически все фото (минус 1 фото). На маршруте стояли по качеству - хорошо (350 баллов из 450), но по времени плохо (не заработали баллы на скрытых временных воротах). Результат Семеновы 6-е место в упражнении - 814 очков. У лидера (экипаж Юркевичей из Польши - 1000 очков.

Экипаж Барсуков и Ширков 12-е место в упражнении, 452 очка.

Вывод по упражнению. На упражнениях с частично известным маршрутом держать время очень тяжело (когда встаешь на только что нарисованный трек - особенно если он не прямой), и не всегда получается на ходу делать временные засечки, а визуально контролировать скорость - это не точно. Это видно по общим результатам абсолютно у всех участников. Если во временные ворота №1 попали 4-е участника из 17-и, то ворота №2 и №3 с небольшими потерями баллов по времени «взяли» только экипаж Юркевичей (опыт и мастерство!!). Ворота №4 никто «не взял». Некоторые участки были в условиях ограниченных "привязок" к местности и ориентиров, что сказалось на качестве прохождения трека (нахождения внутри разрешенного коридора).

23 августа упражнение Task-5. Посадка в "палубу"с включенным двигателем.

Палуба - зона для взлетов и посадок участников соревнований. Размер 25x100 метров. Палуба «участвует» во всех упражнениях (например, на маршрутных заданиях и заданиях на экономичность, если участник не смог взлететь в пределах размера (100 метров) палубы, то он заведомо получает штраф 20% от набранных очков в данном упражнении. Начало палубы имеет 5 зон по 5 метров в длину. Каждая зона приносит участнику определенное кол-во очков (1 зона - 250 очков, максимальное кол-во, которое можно заработать на точности), в зависимости от того, куда совершена посадка (рис.2). Необходимо взлететь с палубы, сесть на нее и остановиться в ее пределах.

Разметка «палубы» с количеством очком

Результаты по упражнению. Посадка осуществлялась в условиях очень высокой турбулентности - (шесть участников не попали в зоны вообще).

Экипаж Семенов и Семенова - 250 очков (1 зона) - 1-е место в упражнении.

Экипаж Ильин и Бобкова - 150 очков (3 зона) - 9-е место в упражнении.

Экипаж Барсуков и Ширков - 150 очков (3 зона) - 9-е место в упражнении.

24 августа Task-6. Полёт по неизвестному маршруту - на остров (рис.3).

Задание: Задан первый луч и даны фотографии (12 шт.). Фото с цифрами (напр. F112) обозначают поворотные пункты (112 - это градусы нового трека из точки найденного ППМ, относительно нулевого меридиана), в которых нужно делать минутную петлю и далее, нарисовав новый трек, следовать до нахождения нового ППМ. Все это нужно делать с заявленной на земле скоростью. Фото без цифр (например, фото F) - это обычные фотографии на всем интервале пути, которые, при нахождении, приносят по 50 баллов дополнительных очков. На протяжении всего пути есть скрытые временные ворота (4 шт.), где делают отсечку времени (так же за точное прохождение по времени - 100 баллов за каждые временные ворота).

УПРАЖНЕНИЕ TASK-6. ПОЛЕТ ПО НЕИЗВЕСТНОМУ МАРШРУТУ

Экипаж Семеновых нашел все фото и все ППМ. По качеству прохождения пути: 250 очков из 300. По времени - баллы не заработали (пытались вначале рисовать временные отсечки на ходу (из-за того что здесь продолжение пути прямые участки, а не криволинейные (в отличие от «шестеренки»), но отказались от этого, так как некоторые ППМ находились близко друг от друга, и опасность пролететь мимо ППМ была высока. Здесь тактически мы выбрали прохождение всех ППМ в ущерб времени. По факту набрали 817 очков из 1000 и 5 место в упражнении. 1-е место у французского экипажа, второе место занял экипаж из Германии, 3-е место в этом упражнение у Юркевичей (Польша).

Экипаж Барсуков и Ширков: 721 очко и 6 место в упражнении.

Экипаж Ильин и Бобкова: 144 очка и 14 место в упражнении.

Вывод: Очень точно необходимо следовать по ЛЗП, только в этом случае можно находить фотографии и ППМ, нужно научиться правильно рассчитывать и управлять скоростью.

24 августа Task-7. Полёт по частично известному маршруту (назад с острова) с посадкой на точность конвейером вне аэродрома (рис.4).

Задание: даны три луча и точка SP. Задача участника двигаться по лучу №1 от точки SP до нахождения ППМ. При нахождении ППМ, строим луч на начало луча №2. В ППМ и в началах лучей 2 и 3 можно делать петли. Аналогично со 2-го луча переходим на 3-й. На всем пути нужно держать заявленную на земле скорость. На протяжении всего пути есть скрытые временные ворота (4 шт.), где делают отсечку времени и зарабатываются 100 баллов за каждые ворота.

УПРАЖНЕНИЕ TASK 7.

ПОЛЁТ ПО ЧАСТИЧНО ИЗВЕСТНОМУ МАРШРУТУ

Резюме по упражнению:

Экипаж Семенов и Семенова - нашли все фото и ППМ, очень качественно стояли на линии заданного пути (ЛЗП) (450 баллов из 450) и по времени «взяли» 3-и из 4-х временных ворот. Итог: 1000 очков и 1-е место в упражнении. Второе место у польского экипажа, а 3-е место у чешского.

Экипаж Барсуков и Ширков - нашли 5 фото и ППМ (из 10), качество ЛЗП 250 баллов из 450, по временным воротам не заработали ничего. Итог: 447 очков и 12-е место в упражнении.

Экипаж Ильин и Бобкова - 179 очков, 15 место в упражнении;

Далее. После пересечения точки FP задача участника выполнить посадку в зону на точность приземления с включенным двигателем конвейером на внешнем аэродроме. Упражнение (Task 8). Были даны 4 зоны по 1,5 м. За 1-ю зону - 200 очков, 2-я зона - 150 очков, 3-я зона - 100 очков, 4-я зона - 50 очков.

Результаты: Экипаж Семенов и Семенова - 200 очков, 1-е место в этом упражнении.

25 августа разыгрывались аэродромные упражнения Task 1, Task 10 и Task 2. Упражнение "короче-короче", взлёт и посадка через ленточку (Task 1, Task 10). У кого короче взлётная и посадочная дистанции. И упражнение на точность посадки с выключенным двигателем в установленное время (Task 2).

Task 1 (короткий взлет через ленточку, натянутой на высоте 1 метр).

Экипаж Семенов и Семенова: взлет - 80 метров, 4 результат, 188 очков. У лидеров, французов №202 (дельталет Skyper, крыло 15 м2, двигатель Ротакс-912 с карбюратором, 100 л. с., масса пилота в около 65 кг, штурмана в около 60 кг)- взлетная дистанция - 60 метров, 250 очков.

Экипаж Барсуков и Ширков: взлет - 80 метров, 4 результат, 188 очков (от максимальных 250).

Хотя Семеновы заявляли 75 метров. Получилось следующим образом: ребята вначале встали на взлет на 80 метров. Маршал сделал замер взлетной дистанции и махнул белым флажком на взлет. Потом пилот решил сократить дистанцию до 75 метров. И попросил маршала сделать повторный замер. Не с первой попытки, но все же маршал сделал повторный замер. В итоговых протоколах мы увидели результат первого замера, а именно 80 метров. Наша жалоба в данном случае не прошла! Отсудить не смогли! По моим подсчетам в случае принятия результата второго замера (75 метров) заработали бы примерно 200 очков и заняли бы 3 место в упражнении.

Вывод: во избежание подобного инцидента, решение о взлетной дистанции принимаем до начала выполнения упражнения. Отработку взлета в разных метеоусловиях (в разный ветер) необходимо прорабатывать дома. Во-вторых, любой взлет и любую посадку нужно четко фиксировать на видео (у нас до сих пор нет отдельного и постоянного человека для выполнения этих обязанностей). В третьих, маршал, который пошел в «отказ» оказался «упертым», так сказать человеческий фактор.

Экипаж Ильин и Бобкова- взлет - 83 метра, 6 результат, 181 очко.

Task 10. (короткая посадка за ленточкой, натянутой на высоте 1 метр)

Экипаж Ильин и Бобкова: посадочная дистанция - 68 метров, 6-й результат, 136 очков.

У лидеров, французов экипаж №202 посадочная дистанция - 37 метров, 250 очков.

Экипаж Барсуков и Ширков: посадочная дистанция - 75 метров, 7-й результат, 123 очка;

Экипаж Семенов и Семенова: посадочная дистанция - 79 метров, 10-й результат, 117 очков.

Task 2. (Точность посадки с выключенным двигателем в установленное время).

Задание: Задача пилота совершить посадку в зону на точность приземления в нулевую секунду на часах. Очки зарабатываются следующим образом: Очки за зону (максимально 250 очков за 1 зону) + очки за время (максимально 100 очков). Время попадания: от - 5 до +5 секунд - без штрафа, далее за каждую секунду минус 5 очков в любою сторону (т.е. раньше ты коснулся земли или опоздал, не имеет значения).

Экипаж Семенов и Семенова: касание на 5 секунде (100 очков) и 1 зона (250 очков), итого: 350 очков, 1-е место в упражнении.

Экипаж Барсуков и Ширков: касание на 52 секунде (85 очков) и 5 зона (50 очков), итого: 135 очков, 14-е место в упражнении.

Экипаж Ильин и Бобкова: касание на 18 секунде (35 очков), итого: 35 очков, 15-е место в упражнении.

26 августа Task-11. (Скоростной участок и показать максимальное удаление от аэродрома).

Задание:

При заправке ограниченной 11 кг топлива необходимо:

1) Пройти скоростной участок (через точки 1,2 и 3). Длина скоростного участка (от точки 1 до точки 3) - 38 км. Задача №1 - показать максимальную скорость (максимальное количество баллов за скорость -400) и задача №2 - заявить время в секундах от точки 1 до точки 3 (максимальное количество баллов при соблюдении заявленного времени

- 100). Максимальное количество баллов по прохождению скоростного участка- 500.

2) После прохождения точки №3, экипаж должен уйти в точку как можно дальше расположенную от аэродрома с последующим возвратом на аэродром на оставшемся количестве топлива (максимальное количество баллов за дальность - 500). И обязательно при посадке пройти контрольные 100 метров дистанции по земле (зона была обозначена флажками на земле, рядом с посадочной полосой) при работающем двигателе.

Окончательное суммарное максимальное количество набранных баллов переводятся в очки (максимальное количество по упражнению - 1000 очков).

Экипаж Семенов и Семенова: по скорости (показали среднюю скорость 131,4 км/ч) - 1-е место (400 баллов) в скорости, по заявленному времени немного не успели (0 баллов), по дальности (ушли на 60,13 км) - 1-е место (500 баллов) по дальности. Итого 900 баллов (это максимальное набранное количество баллов) - 1000 очков, 1-е место в упражнении.

Экипаж Барсуков и Ширков: по скорости (показали среднюю скорость 91 км/ч) - 277 баллов, по заявленному времени 70 баллов, по дальности (ушли на 57,91 км) - 2-е место (482 балла) по дальности. Итого 828 баллов - 920 очков, 2-е место в упражнении.

Результаты соревнований в классе двухместных дельталетов представлены в итоговом протоколе.

Итоговый протокол соревнований в классе RWL-2: двухместные дельталёты

РЕЗЮМЕ ПО ЧЕМПИОНАТУ

(НАБЛЮДЕНИЯ, ЗАМЕЧАНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ)

Экипаж Семенов и Семенова

«+» (плюсы) Личное: стремление, упорство, уверенность в себе и друг в друге, четкое распределение обязанностей, психологическая устойчивость и уверенность, спорт режим (питание, сон и т.п.).

Техника: скорость, экономичность.

« - » (минусы) Личное: нет.

Техника: были небольшие отказы (сгорела топливная помпа перед упражнением «сетка»), и как оказалась купленная новая не держала давления в системе (без обратного клапана). Так и пришлось все соревнования летать, пропуская топливо через верхний топливный бак, что отнимало не мало внимания. По крылу и телеге в этот раз нареканий не было.

По исполнению аэродромных заданий (короткие взлет и посадка через ленточку) чувствовалась громоздкость (вес) и скоростные характеристики аппарата, где преимущество имели «легкие» аппараты с мачтовыми крыльями «большей» площади. Но и аппарат я собирал с уклоном больше на скорость. Поэтому тактически я всегда готов к данному положению вещей.

Качество выполнения упражнений требует множества доработок. Есть непопадание по времени в скрытые временные ворота (хотим уделить этому вопросу особое внимание!) Т.е. нет точного выдерживания скорости на ЛЗП (особенно на маршрутных, криволинейных заданиях). Нужна методология.

Так же нужно будет разработать методику с элементами потери контроля над качеством выполнения во время упражнения с последующими элементами немедленного устранения ошибок с минимальными потерями при этом.

В целом сработали хорошо, результатом довольны! А то, что есть недочёты, то оно так даже лучше - есть области для улучшения (оставим за собой, как «коммерческую» тайну), и соответственно есть потенциал к росту.

Ребятам посоветую больше летать и тренироваться на маршрутах. Больше проводить время в небе. Любой взлёт воспринимать как подготовку, в конце каждого летного дня обеспечивать себе посадки на точность. Не бояться экспериментов (в рамках дозволенного!!!) с техникой. Делать замеры при разных углах, знать ТТД своего аппарата при разных метеоусловиях. Изыскивать материальную составляющую для апгрейда. Сконцентрироваться на достижении высшего личного результата. Продумать шаги, которые необходимо совершить каждому для достижения этого высшего личного результата, улучшения качества выполнения упражнений. Помнить, думать и знать о том, что командное первенство строиться из результатов личного! И так называемый коэффициент полезности каждого члена команды сегодня может исчисляться тысячами очков, а завтра десятками или даже единицами! Я никогда не забуду и сам себе не перестану ставить в пример два взлета на точность приземления с выключенным двигателем Зубкова Вовчика в Словакии, в итоге две первые зоны и третье командное место с перевесом в 72 очка (нужно еще не забывать, что Вовчик в этот момент был со сломанной рукой и с 2-мя таблетками анальгина. Вот где была проявлена ВОЛЯ! Тактически не нужно соревноваться с Чехами, не нужно соревноваться с Поляками - нужно соревноваться с собой!

По составу: конечно же не хватало ребят, кто не смог поехать в этом году. Мы надеемся увидеть всех в полном здравии и с боевым настроем на предстоящих соревнованиях.

PS. Еще раз подниму вопрос к руководству о необходимости введения в состав команды штатной единицы тим - лидера. Это должен быть человек (парень или девушка), приятной внешности, владеющий английским языком, с математическим складом ума, с компьютером на «ТЫ», с аналитическими способностями, знающим правила чемпионата и нюансы упражнений, и самое ГЛАВНОЕ - быть НЕ ЛЕТАЮЩИМ СПОРТСМЕНОМ!!! Здесь наш ощутимый заведомый проигрыш!

С уважением к команде и ко всему происходящему вокруг нас, Максим и Алифия СЕМЕНОВЫ

Крайнее обновление ( 17.04.2017 г. )
 
Чемпионат Мира по спорту сверхлегкой авиации на СЛА Печать E-mail
16.04.2017 г.

ЭМОЦИИ, РЕЗУЛЬТАТЫ И БОЛЬШОЙ УСПЕХ!

В августе 2016 года на аэродроме Popham, Великобритания состоялся XV Чемпионат мира по спорту сверхлегкой авиации. В нем приняло участие 17 стран. Сборная России была представлена девятью экипажами в классах: одноместные дельталёты, двухместные дельталёты, двухместные самолеты, двухместные автожиры.

СОСТАВ СБОРНОЙ РОССИИ СЛА

  • RWL1 одноместные дельталеты:
    Павел Будников;
    Андрей Щеколдин (Московская область).
  • RWL2 двухместные дельталеты:
    Макс Семенов и Альфия Семенова (г. Уфа);
    Иван Ильин и Елена Бобкова (г. Тула);
    Вадим Ширков и Дмитрий Барсуков (г. Кумертау).
  • RAL2 двухместные самолеты:
    Юрий Бушуев и Людмила Назарова - (г. Кумертау)
  • RGL2 двухместные автожиры:
    Дмитрий Шадрин и Анастасия Вершинская (г. Москва);
    Константин Лужецкий и Алексей Ситников (г. Псков);
    Юрий Семенов и Оксана Тимофеева (г. Уфа).
     

ДОРОГА В НЕБО

В России сверхлёгкая авиация продолжает набирать обороты. Несмотря на трудности и несовершенное законодательство, отсутствие авиационных учебных центров и другие проблемы, которые не решаются десятилетиями, спорт СЛА, как и авиация общего назначения в нашей стране развиваются.

И это возможно благодаря пилотам, заболевшим небом людей, мечтателям, которые вопреки всему летают, оттачивают своё мастерство, поддерживают технику в рабочем состоянии и, что самое главное, участвуют и побеждают в соревнованиях мирового уровня.

Это особенно чувствовалось во время сборов команды на ЧМ 2016. Катастрофически не хватало времени и средств, не успевали уже поставить визы, и не на чем было везти технику, и казалось, что участие в чемпионате под большим вопросом. Но все эти препятствия преодолевались командой, в которой каждый сделал все, от него зависящее. В автобусы забрасывались палатки и котелки (разместимся как-нибудь), откуда-то в последний день находились прицепы и машины, и в один прекрасный день в общем чате начали появляться сообщения: "Экипаж такой-то выехал"!

Каждый член экипажа российской сборной достоин отдельного рассказа. Путь в авиацию, успехи и достижения, ошибки и разочарования... Об этом каждый спортсмен может поведать не одну интересную историю своего неба.. Если посмотреть на географию, то очевидно преобладание Башкирских лётчиков и это не случайно. Республика весьма активно участвуют в становлении малой авиации. Создаются кадетские школы с первоначальной лётной подготовкой, развивается производство сверхлёгких самолетов и другой техники, в Уфе который год подряд проводится фестиваль сверхлёгкой авиации, где любой желающий может прийти и посмотреть дельталеты, самолёты, автожиры, вертолёты близко и если есть желание, то всегда можно научиться летать. Хорошим примером тому стал молодой экипаж Вадима Ширкова и Дмитрия Барсукова, выступавших на дельталёте. Ребята впервые участвовали в подобных соревнованиях, но показали неплохой результат, развеяв миф о том, в России нет молодых спортсменов. Это был самый молодой экипаж на чемпионате мира. Ребята так же пилотирую самолет "Птенец", на Кубке России в Крыму их экипаж взял золото!


АЭРОДРОМНЫЕ БУДНИ

Климат Англии весьма капризен: бесконечные дожди и туманы, промокшая одежда, и длительное ожидание летной погоды. Однако это время не пропадало даром. Подготовка карт, подготовка техники, брифинги и обязательные регламентные процедуры, такие, как взвешивание, например.

Кстати, о взвешивании. Из всех девяти экипажей самыми упитанными оказались пилоты автожиров. Именно эти экипажи не вошли в весовой лимит в 450 кг (максимальный вес сверхлегкого летательного аппарата с экипажем и топливом) и были отправлены комиссарами "худеть". Под проливным дождем всей командой снимали с аппаратов не очень нужные детали: приборы, глушители, обивку сидений. На счету был каждый грамм, поэтому важно было даже удалить скопившееся капли дождя с ротора. В результате изрядно понервничав, промокшие до нитки, максимально раздетые экипажи все-таки были допущены до участия в соревнованиях.


ПОЛЁТНОЕ ЗАДАНИЕ

Спорт - это не только соревновательный дух, в первую очередь - это возможность полетать в разных условиях.

Среди упражнений были: полёт по кругу с приземлением на точность с выключенным двигателем, укороченный взлет и посадка, полеты по маршруту с поиском контрольных точек, полеты с максимальной скоростью, полеты с ограниченным запасом топлива и т.д. Однако самым запоминающимся для всех участников Чемпионата стал перелет на остров в южной части Англии и обратно. Маршрутное задание с прохождением контрольных ворот строго по времени, с определенной скоростью с одновременным поиском целей и поворотных пунктов. Отзыв штурмана экипажа автожира Анастасии Вершинской: "Сегодня летали над Ла-Маншем. Сложно описать те эмоции, что мы испытали... Наверное, самое правильное слово тут будет "восторг"! Белоснежные отвесные скалы, маяки, форты, гольф-поля, озера и конечно океан! И все это с высоты птичьего полета, когда ты сам обрел крылья и стал птицей! Это счастье - парить над землей, над такой красотой, в окружении таких же безумных, одержимых, прекрасных, влюбленных в небо!"

Итак, Чемпионат мира 2016 состоялся. Для нашей команды это был бесценный опыт, море эмоций и впечатлений. И надеемся, что он также стал стартом и трамплином для развития Российского спорта АОН, ведь наши спортсмены доказали, что они победители.
 

"ЗОЛОТАЯ" СЕМЬЯ СЕМЁНОВЫХ

Экипаж №214. Максим и Альфия Семёновы - абсолютные чемпионы мира по спорту сверхлегкой авиации в классе двухместные дельталёты в личном зачете. Такой результат получен впервые в истории спорта СЛА России! И снова Башкирия! Такой комментарий от чемпионов появился на форуме reaa.ru после их победы: "Во-первых, наша с Альфией огромная благодарность всем за веру, истинную дружбу и поздравления! Сказать, что это была тяжелая победа - это не сказать ничего! Лично я до сих пор нахожусь в состоянии неопределенной эйфории и смятения (в хорошем смысле этого слова) от проделанного. То, что мы испытали за те сутки в ожидании результатов и далее периода борьбы тим-лидеров (жалобы, протесты) - словами не передать. Но мы выстояли! Наш сегодняшний результат был непоколебим. Эту победу мы, экипаж WL-2 №214 Семёнов Максим и Семёнова Альфия, хотим разделить с каждым из вас, болеющим небом даже в самом дальнем уголке нашей большой страны! Пусть наша победа станет своего рода трамплином для решения ваших административных вопросов с представителями власти, минспорта на местах (регионы). Пусть наше золото дает всем ПРАВО заявлять, что наш спорт ЖИВ!!!!!! И не просто жив, а мы только набираем обороты, и эта маленькая победа прекрасное тому подтверждение! Набирайте и обучайте молодежь! Создавайте здоровую спортивную конкуренцию! Показывайте им наши фото и видео! Начинайте с региональных чемпионатов и чемпионатов России. Мы всегда всех ждем!!! Со своей стороны мы всегда поможем, подскажем. Наши двери всегда открыты! Еще раз огромная благодарность за поддержку. Правда! Она чувствовалась!"

Константин Лужецкий

Крайнее обновление ( 16.04.2017 г. )
 
НЕБО ЗОВЕТ В КРЫМ Печать E-mail
14.04.2017 г.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Вообще-то осенью 2016-го мы собирались ехать вовсе не в Крым. Еще в прошлом году на чемпионате России по спорту сверхлёгкой авиации (СЛА) под Лугой (Ленинградская область) вологодские пилоты крепко сдружились с дальневосточниками. Дмитрий Усольцев, Виктор Сарафанов настойчиво приглашали в гости - посмотреть на прекрасные и такие далекие от Севера России места, помыть ноги в Тихом океане, полетать на параплане над сопками. Так настойчиво, что мы решили: в сентябре 2016-го летим во Владивосток! Президент В00 ФСЛА Н.П.Хохлов не раз обзвонил всех своих пилотов. Идея пришлась многим по душе. И на очередном заседании Вологодской областной федерации СЛА записали это решение. Команда подбиралась неплохая. Конечно, в нее вошли самые активные: Николай Хохлов, Михаил Каберов, Василий Клепиковский, Михаил Стрекаловский, Владимир Черенков, Николай Вьюшков. В общем, в июле мы уже планировали искать недорогие авиабилеты до Владивостока.

Но наступил июнь, и вологжане поехали на чемпионат Северо-Западного федерального округа под Лугу, в гости к замечательному пилоту и основателю экстримфеста и клуба «ЛугаЭкстрим» Александру Федулову. Съездили удачно - победили. И, конечно же, стали собирать рюкзаки на чемпионат России по спорту СЛА в Уфу.

Как обычно бывает, каждое такое мероприятие - это не только полеты и новые рекорды, но и новые знакомства. На аэродроме Первушино под Уфой рядом с нашим шатром разбил свою палатку пилот из Крыма Алексей Цигура, наш старый знакомый по чемпионату России 2015 года, где он победил в классе аэ-рошюты. В Башкирию Алексей приехал с женой Ольгой и двумя детишками. Получилось, что крымчане стали нашими соседями на целых 12 дней. Знакомство быстро переросло в дружбу - ведь столько времени провели вместе и в воздухе, и на земле. Мы реально зауважали Алексея, не побоявшегося в такую дальнюю даль приехать со всем семейством. Ольгу зауважали вдвойне: она не только была штурманом у мужа, но в полевых условиях готовила щи да кашу, не жаловалась на трудности, а молча улыбалась.

ПЕСНЬ О ШАТРЕ

Пару слов просто необходимо сказать о нашем шатре. Ему уже десять лет, и служит он пилотам на всех выездах и тусовках под открытым небом верой и правдой. Сшит Олегом Кушлевичем из Москвы. Не раз уже заштопан. Но с честью выдерживает дальние и не очень путешествия. Так вот, наш шатер - это настоящий талисман Вологодской федерации. Вместе с нашим флагом он объехал всю Вологодчину, соседние регионы, не раз давал нам кров на экстримфесте под Лугой, четырежды участвовал вместе с нами в чемпионатах России. Сине-красно-желтый талисман спасает от росы в июне, жары в июле, от дождя в августе. И если внутри него поставить палатки, то и спать не холодно в них, и осадки не страшны. Короче, вы поняли: свой шатер мы любим. И он просто притягивает хороших людей. Вот специально заметьте: если на любые соревнования или тусовки приехали вологжане со своим шатром, к бабке не ходи - вечером все соберутся именно там. И закипит чайник, на круглом красном столе откуда-то прямо как из-под земли появится разная снедь, народ начнет травить байки, а потом дружно попросит Михаила Каберова расчехлить гитару. По традиции Михаил сначала споет наш вологодский гимн пилотов, автором которого является он сам, потом зазвучат песни про небо, полеты, парапланы, самолеты, ну, и как водится, про любовь. К небу, конечно же, к небу!

В Первушине Алексей Цигура частенько заглядывал в наш шатер на огонек. И хотя был ближайшим соперником вологодского экипажа в классе PL-2, бывало, советовался по метеоусловиям, обсуждал предстоящий день, рассказывал о своей жизни, об Ассоциации спортсменов Крыма. Говорил о том, какие дружные у них ребята, умелые пилоты, какое небо над Крымом. Слушали мы и завидовали. Вологжанин Михаил Каберов не раз бывал на горе Клементьева, летал свободником, поэтому знал, какие там бывают ветра, какая непредсказуемая порой в горах погода. Но зато как интересно! Разговор двух пилотов зачастую перерастал в общие мечты - встретиться в Крыму и вместе полетать. В общем, как говорится, зацепило.

Незаметно пролетели дни чемпионата. На пьедестале почета вологодский экипаж занял высшую ступень, крымский - вторую. Во время прощального ужина Цигура спросил новых друзей:

-Так в Крым приедете? На Кубок России?

-Да у нас уже планы на сентябрь сверстаны, собираемся на Дальний Восток,- ответили они. - Но смотря, как звать будешь...

-Звать буду хорошо, - пообещал Алексей.

СБОРЫ БЫЛИ НЕДОЛГИ

И правду сказать, зерно упало на благодатную почву. Всю дорогу из Уфы домой волог-жане говорили о предстоящем кубке, о том, как здорово было бы поехать в Крым, посетить исторические и дорогие сердцу каждого парапланериста места на горе Клементьева, встретиться с новыми друзьями-крымчанами, полетать в совершенно иных условиях предгорья и гор, да просто в море искупаться в бархатный сезон!

Но до сентября было еще далеко, и не было у нас стопроцентной уверенности, что кубок пройдет именно в Крыму. Просто мы тогда еще плохо знали Алексея Цигуру! У него-то эта уверенность была на двести процентов! И первый звонок от Алексея догнал вологжан еще в дороге: ну как, собираетесь к нам приехать?

Скажу, что это был первый звонок, но далеко не последний. Алексей приглашал напористо и дружелюбно, так, что отказаться не было ни малейшей возможности. И ведь знал, на что давить! Словом, пришлось звонить Усольцеву во Владивосток, сообщать, что мы к нему в сентябре не летим и приглашать его ...тоже в Крым.

В ежедневных делах и вечерних тренировках на взлетном поле пролетел август. Мы потихоньку начали паковать рюкзаки и созваниваться с пилотами из других регионов, чтобы представлять, на какую борьбу рассчитывать, примерно к чему готовиться. Михаил Каберов у себя на работе написал заявление на очередной отпуск, и оно руководством было одобрено. Проложили маршрут, посчитали, сколько придется добираться до села Великое (рядом с геоточкой Табаско) с учетом переправы, остановок и ..прицепа: разрешенная скорость на трассе с прицепом - 70 км в час! Получалось почти 2400 км и 40 часов в пути! Выезжать решили 8-го поздно вечером, чтобы Москву проехать до серьезных пробок. Вроде все складывалось удачно.

7-го утром позвонил Михаил и сообщил, что у него проблемы: на работе грядет серьезная проверка, и его отпуск оказывается под вопросом. Что, мы не едем???!!!

И все же вечером решили загружать прицеп. На всякий случай брали полный комплект: шатер, палатки, спальники, газовую плитку, воду, годовой запас чая и кофе. В первую очередь, конечно, загрузили паралёт. Он и занимает практически все место в прицепе.

Наступило 8 сентября, мы сидели на собранных сумках и не знали, что нас ждет вечером. Снова позвонил Алексей Цигура, подбодрил и решительно сказал: «Ждем вас обязательно!» Нам оставалось только кивнуть в ответ.

А вечером! Вечером Михаил сообщил: все-таки едем! Быстренько покидали остатки сумок в машину, заехали в магазин настоящих вологодских товаров - за подарками Крыму, и вперед!

МОРЯ НЕЖНОЕ ДЫХАНЬЕ

Великое дело круиз-контроль! Выставляешь машине разрешенную на трассе скорость - отдыхай себе за рулем! Превышать скорость - себе дороже. Потому что камеры фиксации нарушений правил ПДД на каждом шагу. А путь у нас неблизкий, штрафов при желании можно нахватать на месячную зарплату.

Москву проскочили в ранних сумерках, когда основная масса народа еще мирно спала. Ехали без приключений, останавливаясь лишь на заправках - машинку покормить да себе любимым взять френч-дог и капучино. Проезжая мимо арбузных бахчей, не смогли удержаться, купили арбуз и дыню, ведь к нам на север эта вкуснятина приезжает недоспелой, а тут все созрело на корню! Арбузная сладость добавила настроения и сил, ведь впереди почти сутки дороги.

Море дохнуло на нас в Темрюке, когда его вовсе не было видно, но ни с чем не сравнимая свежесть пробивалась даже сквозь закрытые окна машины. После Голубицкой не раз замечали на берегу палатки, машины с прицепами, ветроуказатели, и было подозрение, что туда приехали братья-парапланеристы полетать на бризе. Михаил взял с собой (так, на всякий случай!) подвеску и свободное крыло и вслух мечтал, как мы сейчас остановимся и полетаем. Но тут звонок Алексея Цигуры вывел из поднебесных мечтаний: нас уже вовсю ждали на аэродроме «Табаско».

Пересыпь, Кучугуры, Ильич - и вот, наконец, обозначение «Порт Кавказ» и большая стрелка влево - на паромную переправу. Хоть и подъехали к ней мы довольно рано, около 6 утра, но немного волновались, начитавшись в интернете отзывов, как люди стоят в очередь по целому дню, чтоб проехать в Крым. К нашей радости, очереди практически не было. 5 минут ожидания у кассы, 15 минут в накопителе перед погрузкой - и мы уже на пароме, через 20 минут будем в Крыму!

Если мои товарищи-пилоты бывали на этой благословенной земле не единожды, то для меня лично путешествие в Крым было впервые, поэтому особенно волнительно. В душе я ждала каких-то чудес, вглядываясь в керченский берег, пытаясь рассмотреть строительство грандиозного моста через пролив, обходя громадный паром. Знаете, предчувствия меня не обманули!

В Крыму, со всех сторон окруженном морем, удивительно неповторимый климат, настолько благотворно сказывающийся на людях, что мы тут же позабыли о своих прошлых травмах, об усталости, о болячках и повседневных заботах, хотелось побыстрей встретиться с пилотами и полетать. Трасса Керчь-Симферополь оказалась старой, но во многих местах шел капитальный ее ремонт. Навстречу попадали целые колонны военной техники, по информации радио мы знали: здесь только что прошли учения сухопутных войск. Много шло навстречу и машин с московскими номерами, видимо, люди массово уезжали из отпуска домой. Поэтому, кстати, и на переправе не было очереди: сезон подходил к концу.

Феодосия, Старый Крым - и тут мы прочно встряли в пробку! Позвонили Алексею Цигуре - наверняка есть какие-то объездные пути. Так и вышло, он подсказал, что надо свернуть вправо в сторону Золотого Поля. Дорога оказалась пустынной, но ничуть не хуже основной трассы. Проехали почти у подножья Белых Гор, похожих на старинный замок, вырубленный прямо в камне. Симферополь объехали по окружной, потом Саки, и снова море, на этот раз

Евпатория. Перед городом большой лиман, на котором плавают лебеди, а люди останавливаются их покормить прямо с рук. Полюбовавшись на больших белых птиц, двинули дальше. Навигатор сообщил: вот вам и село Великое. А где же аэродром? Да вот он, чуть подальше, в полях, а там и надутые оранжевые пилоны, колдуны, палатки, словом, спортивный городок! Ура! Мы добрались!

КОМАНДА СОБРАЛАСЬ НА СЛАВУ!

И очень удачно добрались, как раз к обеду, который мастерски готовила уже знакомая нам Оленька Цигура. На этот раз, правда, ей пришлось кормить не только свое семейство, а почти сотню пилотов, судей, волонтеров. Она с честью справилась!

Поставили шатер, подняли флаг Вологодской федерации и пошли знакомиться. Народ дружно ставил палатки, готовил технику, заодно поглядывая, кто же будет основным соперником.

И мы разглядели, что усилия Алексея Цигу-ры увенчались успехом! На аэродроме Табаско собрались команды 11 регионов России. Плотно представлен Крым. И Дальний Восток в лице чемпиона России-2016 Виктора Сарафанова (класс PL-1) прибыл! Чемпион России в классе мотопраплан Юрий Хильчук из Воронежа. Три красивых и мощных паратрайка от компании «Sky Trake» выводили на старт основатель компании Юрий Дыбов из Санкт-Петербурга и его воспитанники Антон Пархоменко и Алексей Бураков из Москвы. Отец и сын Рожковские из Майкопа - опытные пилоты, но в соревнованиях российского масштаба участвовали впервые. Вологду представляли чемпионы России-2016 в классе паралет-2 экипаж Михаил Каберов-Николай Хохлов.

Судейская бригада на Кубок приехала весьма солидная: главный судья - судья международной категории Игорь Потапкин, судьи всероссийской категории: главный секретарь Ирина Ефремова, руководитель полетов Виктор Бах, Виктор Ткачук, Виктор Планин, судьи первой категории Николай Хорёв, Вера Хохлова, Илья Китаев.

КТО РАНО ВСТАЕТ, ТОТ ПОБЕДУ КУЕТ

По приезду в Крым мы поставили будильник в телефонах на 4.30 утра: ровно в пять начинался брифинг для пилотов, опаздывать на который было просто моветоном. Еще до брифинга хотелось плеснуть в лицо холодной воды из-под крана и успеть выпить кофе, чтоб жизнь вставала в привычную колею. Соревновательные дни были очень плотными. Небо для взлета утром было открыто всего полчаса: с 6.00 до 6.30. В 10 часов объявляли перерыв, а в 16.30 - снова брифинг, задания и вечерние полеты. Главный судья соревнований мастер спорта международного класса Игорь Потапкин сам опаздывать не любил и спортсменам расхолаживаться не позволял. Предупредил сразу: вовремя не возьмешь полетное задание - не подготовишься к старту, не справишься с упражнением. Обещал: будет сложно, напряженно, много маршрутов, которые надо просчитывать заранее и заявлять свое время в главную судейскую коллегию. Как и на чемпионате России в Башкирии, в Крыму достоверность прохождения маршрутов и взятия точек обеспечивала компания Неоматика. Каждому пилоту был выдан трекер - небольшое устройство, которое передавало сигнал на базовый компьютер: полет каждого был виден на экране, и менеджер компании выдавал судьям результат по времени прохождения маршрута и взятию заявленных точек.

Небо для полетов было открыто каждый день с 6 до 10 утра и с 6 вечера до темноты, которая падала на землю без предупреждения, как только в начале восьмого заходило солнце. Простым обычным аэродромным упражнениям мешал сильный ветер. Но спортивный задор преодолевал эту временную трудность. Восьмерка, клевер, точность посадки, - все эти упражнения надо было выполнить лучше соперников.

ВЕТЕР ПОЛЕТУ НЕ ПОМОЩНИК

В первый же вечер пилоты близко познакомились с крымским ветром. Хотя к вечеру он заметно стихал, не все рисковали стартовать в такую погоду. Ознакомительные полеты показали, что соревнования будут напряженные, трудные, а соперничество плотным и весьма серьезным. Предстояло выполнять задания на навигацию (точность прокладки маршрута), маршрут (точность прохождения по заданному маршруту), дерби (полеты на скорость), слалом (восьмерки), точность приземления.

Аэродромные упражнения проходили, как правило, по вечерам, пилотам приходилось очень плотно стартовать и ждать своей очереди в воздухе, чтоб не терять лишнее время, успевать засветло выполнить задачу. Судьи внимательно отслеживали и оценивали каждый полёт, а соперники придирчиво следили за тем, чтобы в протоколах были учтены все допущенные в воздухе ошибки. Наши соперники из Крыма экипаж Алексей Цигура- Александр Головко порой обходили вологжан. Буквально наступал на пятки и семейный экипаж Рожковских. Однако впереди были маршрутные полеты, и это обнадеживало. Первый маршрут представлял собой три луча общей протяженностью более 60 км, по которым нужно было пролететь за определенное время, по определенным точкам. Чем ближе к заявленному времени финишируешь, тем больше отрыв от соперников. Причем в воздухе нельзя пользоваться GPS - телефоны и навигаторы перед стартом опечатывали, а при посадке проверяли сохранность печати.

ГЕРОЙСКОЕ

Второй маршрут (упражнение "100 минут") был проложен из Табаско до села Геройское, где живет наш крымский друг Алексей Цигура. Он с волонтерами и группой поддержки подготовил прекрасное поле для стартов, обозначил его пилонами, так что сверху поле было видно издалека, не промахнешься. В 6 утра пилоты стартовали с Табаско, держа курс на Геройское. Судьи быстро собрались и поехали за ними на машинах, чтобы к моменту прилета парапланов уже быть на месте. Заявленных точек в этом упражнении больше всех взял экипаж Михаила Каберова.

13 СЕНТЯБРЯ. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ГОРА КЛЕМЕНТЬЕВА. КОКТЕБЕЛЬ

Еще один маршрут - более 140 км - был проложен из села Геройское до хребта Узун-Сырт (горы Клементьева) вблизи Коктебеля -легендарного для пилотов места, колыбели планеризма в России. И по всему маршруту были расставлены точки, которые пилоты должны были найти на карте и пролететь над ними точь-в-точь. От этого зависело количество набранных очков. Посадка на горе сама по себе непроста: возле горы воздушные потоки, и справиться с ними может только опытный пилот. А ветер в Крыму днем особенно силен. Тем не менее все стартовавшие экипажи справились с заданием. А вечером на Клемухе (так пилоты меж собой называют эту историческую гору) выполнили упражнение слалом (восьмерка).

Домики для ночлега участникам и судьям предоставили Сергей и Елена Силевичи (Центр планерного спорта «Коктебель»), а о пропитании позаботились неутомимые Ольга Цигура и Марина Коваль.

Конечно, увидеть вблизи Кара-Даг, Коктебельскую бухту, побывать на южном склоне горы Клементьева, с которого стартуют свобод-ники, мечтают все. И нам удалось выбраться на несколько часов из лагеря, чтобы искупаться в теплом море, насладиться горными видами и панорамой Баракольской долины , посетить местный коньячный завод, совершить поездку в сафари-ранч и просто запечатлеть в памяти это великолепие, которое расстилалось перед нами. А вечером после полётов, когда кто-то уже упал на кровать от усталости, наиболее стойкие собрались на костровой поляне в лагере, под треск поленьев Михаил Каберов вспомнил самые лучшие бардовские песни о небе, полетах, парапланах, и ему с удовольствием подпевали, кто как мог.

В ТЕМНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ

Возвращаться с Клемухи пришлось, стартовав при сильном боковом ветре и плохой видимости, наступал вечер, стремительно темнело. Прогноз погоды на завтра был неутешительным, поэтому откладывать возвращение было просто нецелесообразно. К шести часам вечера с 10 метров в секунду ветер стих до 6-7, и парапланы взмыли в небо. Посадку на поле возле Геройского экипажи совершали в полной темноте, потому как далеко не все аппараты снабжены фонарями. Переживаний у судей и организаторов соревнований было более чем достаточно. Все ли долетят? Не будет ли вынужденных посадок? Слава богу, все закончилось благополучно. Чтобы обозначить для пилотов место посадки, группа сопровождения выставила на взлетной полосе несколько автомобилей с включенными фарами дальнего света. Так что все пилоты потом говорили -видно взлетку сверху было прекрасно.

На следующий день - снова аэродромные упражнения, а в заключительный день состязаний - еще один маршрут, с Геройского на Табаско, уже за рамками Кубка, на призы спонсора торговой марки «моторное масло Хадо». И три экипажа, первыми завершившие маршрут, были вознаграждены.Итоги Кубка среди мотопарапланов и паралётов:

В классе PF лучший результат у Сергея Хильчука.

В классе паралёт-1 чемпионом стал Виктор Сарафанов из Владивостока. Второе место у Юрия Дыбова, третье у Антона Пархоменко.

В классе паралёт-2 первое место - экипаж Михаил Каберов - Николай Хохлов (Вологда). Они во второй раз в этом спортивном сезоне поднялись на высшую ступень пьедестала почета соревнований всероссийского уровня. Экипаж Алексей Цигура - Александр Головко на втором месте, отец и сын Рожковские (Майкоп) на третьем.

Итоги. Взгляд со стороны

Думаю, соревнования дали очень многое каждому участнику. Если в первый день пилоты могли проспать утренний брифинг, забыть заявить свое время перед маршрутом или взять заряженный трекер в карман комбинезона, то к завершению дисциплина и понимание происходящего резко выросли.

Вот что сказал впервые участвовавший во всероссийских состязаниях пилот с большим стажем Василий Рожковский:

- Очень важна дисциплина. Не опаздывать на брифинг, не пропускать мимо ушей слова судей, готовиться к каждому упражнению. Мысленно его прорабатывать. Подготовка нужна и дома. Чем больше готовишься, тем лучше выступишь.

Михаил Каберов:

- Как в любом техническом виде спорта, у нас важно, на каком параплане, с каким мотором летаешь. Со слабой техникой говорить о победах в серьезных соревнованиях не приходится. Это надо понимать и соответственно экипироваться. В Крыму, я считаю, сошлись в борьбе очень сильные экипажи. Если внимательно посмотреть протоколы, увидишь, что все три экипажа в классе паралёт-2, занявшие призовые места, по очкам идут очень плотно. Разрыв минимальный. Конечно, как и в любом деле, у нас важно, как повезет. Если повезет, и ветер будет попутным, и маршрут легким. Нам, наверно, повезло. Ведь соперники -экипаж Цигура-Головко люди местные, а дома, как известно, и стены помогают. Ну, и готовились мы к серьезным испытаниям, налетывали опыт.

Василий Кащенко, класс паралет-1, новичок:

- Для меня участие в Кубке стало приобретением огромного опыта. Пусть не все упражнения удалось сделать, зато посмотрел, как летают другие, поговорил с пилотами, узнал столько нового, что теперь буду тренироваться, летать, готовиться к новым стартам!

Надо отметить теплый прием крымчан, теплое море возле Евпатории, организацию на хорошем уровне. Были продуманы все мелочи, чтобы люди, на две недели оторванные от дома, не чувствовали неудобства. Не раз приехавшие на соревнования с благодарностью отмечали вездесущего Владимира Коваля, который не просто все организовал, но и умел быстро разрешить накопившиеся за день проблемы. Прекрасное разнообразное питание, отличная подготовка мест для разбивки лагеря, взлетная полоса, призы и сувениры от спонсоров, завершающий торжественный ужин - все было просто здорово! До свиданья, благодатный Крым! Мы снова собираемся на Табаско - ведь Кубок России-2017 вновь пройдет именно там.

Вологда-Табаско-Вологда. Вера ХОХЛОВА.


 
Крайнее обновление ( 17.04.2017 г. )