поиск

Раннее обучение детей парапланерному спорту

Аннотация

Целью работы было показать возможность занятия детей парапланерным спортом и разработать методику раннего обучения детей парапланерному спорту. Результаты работы свидетельствуют о возможности успешного и безопасного занятия детей парапланерным спортом. Разработана и успешно применяется на практике методика раннего обучения детей (с 10 лет) парапланерному спорту.

Ключевые слова: спорт, дети, параплан, обучение, методика.

Введение

Парапланеризм — молодой вид спорта. В нашей стране он появился в начале 1990-х годов на сломе эпох. В СССР парапланерного спорта не было. В новой России все пришлось начинать с нуля усилиями энтузиастов-первопроходцев.

Детско-юношеский спорт в нашей стране стал развиваться по инициативе Президента Объединенной Федерации Сверхлегкой Авиации (ОФ СЛА) России В. И. Забавы [1]. В 1993 г. На дельтадроме Юца под Пятигорском было проведено экспериментальное комплексное открытое соревнование Первый детско-юношеский Чемпионат Содружества и России по дельтапланерному и парапланерному спорту. Возраст участников от 10 до 18 лет. Такие соревнования не имели аналогов в мировой практике. Детский парапланерный спорт — это наша российская инновация.

Но как всякая инновация такого масштаба она вызвала много вопросов и сомнений. Зачем учить детей летать? Как учить детей летать?

Вся моя последующая деятельность и, в частности, это исследование, посвящены ответам на эти вопросы.

Методы и организация работы

Я начал летать на параплане в 1992 г. С 1993 стал участвовать в Чемпионатах России и других соревнованиях. В 1994 г создал клуб парапланеризма «Санкт-Петербург» [2], стал обучать взрослых и детей. В 1996 году разработал и защитил Авторскую программу обучения детей парапланеризму, которая затем неоднократно совершенствовалась и продолжает совершенствоваться по настоящее время [3].

Противников детского парапланеризма было немало. Мой ответ на вопрос «зачем учить детей летать?» таков: всегда были, есть и будут люди, склонные к риску и экстриму, особенно в подростковом возрасте. И безопаснее для них и общества, чтобы они удовлетворяли свою страсть к экстриму под руководством тренера, педагога, направляя свою энергию в социально приемлемое русло, а не были предоставлены сами себе.

Также со всей остротой встал вопрос: как учить детей? Поначалу единственными исходными теоретическими материалами были отечественный КУЛП CД 87 [4] (для взрослых дельтапланеристов) и международный PARAPRO [5] (очень кратко и схематично для взрослых парапланеристов). Впоследствии больше пришлось полагаться на свой практический опыт, создавая первые в мире методики обучения детей.

В 1993 г появилась первая программная статья В. И. Забавы [1]. Общий тон статьи — эйфория от первых полетов и открывающихся перспектив. Главные принципы обучения: приоритет безопасности и индивидуальный подход.

В 1996 г. А. И. Собетов обобщил опыт 2-х летней работы [6]. Проведен анализ возрастного и полового состава юных пилотов. Сделан вывод, что естественной нижней границей массового обучения в клубе является возраст 11 лет. Отмечена существенная разница в психологии восприятия и методах подачи теоретического материала для детей и взрослых. А также в темпах начального практического обучения и приоритете безопасности: то, чему мы учим взрослых за 4−6 летных дней, дети проходят в среднем за учебный год, но зато надежно, с перестраховкой и без травм.

Надо сказать, что в 90-е годы во «взрослом» парапланеризме часто не соблюдались элементарные нормы безопасности и принципы обучения. Главное — побыстрее в небо, с минимальными усилиями. Люди, едва научившиеся «тянуть за клеванты», объявляли себя инструкторами и начинали за деньги учить других. Авиационные традиции и правила отбрасывались. Не удивительно, что всему этому сопутствовал повышенный травматизм.

Детские клубы выгодно отличались на этом фоне. Были островками безопасности в море беспредела 90-х. Для начала мы старались соблюдать простые («ДОСААФовские») принципы обучения, которые в должной мере не соблюдают при обучении взрослых:

— Последовательность. Не пройдя в достаточной мере первую стадию, не переходить ко второй и третьей и т. д.

— Постепенность и надежность. Многократная повторность выполнения упражнений до высокого уровня надежности. Очень постепенный переход к более сложным упражнениям. Не форсировать, не ускорять обучение. Быстрый прогресс представляет опасность.

— Спортивная селекция. Неспособные пройти первую стадию, не переходят на вторую и далее и до серьезных полетов не доходят.

— Индивидуальный подход. Хороший тренер должен знать, чего ждать от ученика, к чему он готов, а к чему не готов. Учитывать все индивидуальные особенности. Уметь «читать» и корректировать его мысли, страхи, энтузиазм, мотивацию. Это возможно только при длительном и тесном контакте на всех стадиях обучения, начиная с самого первой.

Добавим приоритет безопасности как категорическое требование.

А что с травматизмом? Да, иногда бывает, но существенно реже, чем у взрослых. На детских соревнованиях травмы — редкость. Если брать последние лет семь, то на ежегодных Первенствах России последний случай был в 2017 г. (юная спортсменка в азарте сорвала крыло при посадке в цель и получила травму спины). А с 2018 по 2023 г. Первенства России проходили без травм. И это неоспоримый факт. А ведь Первенства России — это достаточно серьезные соревнования, проходящие в трех дисциплинах. И если детская дисциплина «Параплан — класс начальный» по определению проста и нетравматична, то «Параплан — полет на точность» и «Параплан — парящий полет» — это серьезные «взрослые» дисциплины.

Прогресс и результативность

Да, поначалу обучение детей проходит медленнее, чем взрослых. Зато полученные навыки прочнее и последующий прогресс у лучших быстрее. Именно у лучших, прошедших спортивный отбор, отсев при котором составляет от 70 до 90%. К 14-ти годам они начинают соревноваться со взрослыми. И некоторые юные спортсмены способны потеснить взрослых звезд на подиуме. Так, 15-ти летний Сергей Латышев стал в свое время вторым на Чемпионате России на Юце, летая без приборов, просто копируя меняющихся лидеров! 16-ти летний Иван Рожков стал четвертым из 94 взрослых спортсменов на Чемпионате России в Курае!

«Наземка» — революция в обучении

К концу 90-х система обучения детей в основном сложилась. Работа, казалось, не сулила никаких новых неожиданных открытий. А оказалось, открытие совсем рядом, да какое! Открытие, которое изменило многие представления об обучении! Ведь раньше мы лишь копировали дельтапланерный опыт, не учитывая специфику параплана. Вначале старт, несколько пробежек с крылом, и дальше полеты со склона. Вначале подлеты с полметра-метра, потом, постепенно все выше и выше. Основными критериями эффективности обучения были количество полетов, высота, налет. Но ведь параплан позволяет делать и кое-что еще. Ни один другой летательный аппарат не может лететь в воздухе, чтобы управляющий им пилот оставался на земле. А параплан может! Пилот стоя на земле может работать с парапланом как с воздушным змеем. При этом нарабатываются навыки не только старта, но и в управления. Причем совершенно безопасно! А наработав до автоматизма навыки управления крылом в поле, можно выходить на склон и начинать первые подлеты и полеты. И это стало у нас основным методом обучения на первоначальном этапе. А также одним из главных аргументов в пользу понижения возраста занимающихся до 10 лет. Ведь играть с парапланом в поле могут и самые маленькие. Есть лишь технические ограничения: соответствие веса пилота площади крыла и силе ветра. Но это все решаемо.

Наземная подготовка как основной метод обучения на начальном этапе был совсем неочевиден для большинства тренеров. Пришлось потратить время и силы на доказательства его необходимости и эффективности [7, 8]. Зато теперь это очевидно всем. А мы пошли дальше. Придумали 22 упражнения наземки. Разработали методику обучения. На основе наземки в 2022 г. создали новую спортивную дисциплину «Параплан — класс начальный» [9]. Начали проводить соревнования. Вначале клубные, городские, а потом и всероссийские. Ведется работа по включению новой дисциплины в Правила вида спорта Спорт сверхлегкой авиации, что, как мы надеемся, позволит официально понизить возраст в парапланерном спорте.

Как это ни странно, практическая подготовка вызывала меньше вопросов, чем теоретическая. Наземкой, полетами дети занимались с интересом и энтузиазмом. А вот удержать их интерес и обеспечить усвояемость сложного теоретического материала представляло проблему. В самом деле, что и как давать из теории? Ведь пилоту надо знать конструкцию параплана, аэродинамику, аэрологию, теорию полета, метеорологию, многое другое. Пришлось придумать специальные методы подачи теоретического материала: метод проблемного обучения, метод декомпозиции,метод эмпатии, метод предварительного исполнения.

Как объяснить теорию полета, чтобы ребенок понял ее без формул? Приведем примеры использования методов декомпозиции и проблемного обучения, используемых в данной образовательной практике:

— Как вы думаете, кто на одинаковом параплане улетит дальше: легкий пилот или тяжелый? А если ветер встречный? А попутный?

— Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вы стоите на вершине высокой башни. Дует сильный ветер. В одной руке у вас камень, в другой пушинка. …

Получилось у Вас дать правильный ответ?! Вот видите, как легко понять теорию полета с помощью этих методов!

Примером применения метода эмпатии для изучения конструкции параплана

может служить учебная парапланерная сказка «Кто важнее» [3]. Выполняется как ролевая игра, в которой дети по очереди представляют себя в качестве элементов снаряжения и хвастаются, что они самые важные для полета, а в конце выясняют, что все одинаково важны.

Теоретические и практические разработки послужили основой методики раннего обучения детей парапланерному спорту [10].

Результаты и их обсуждение

В результате нашей работы:

— создана и успешно применяется методика раннего (с 10 лет) обучения детей парапланерному спорту [10];

— разработана новая спортивная дисциплина «Параплан — класс начальный»;

— разработана методика обучения вида соревновательной деятельности «Параплан — класс начальный» [9];

— ежегодно проводятся Первенства ОФ СЛА России в дисциплинах Параплан — класс начальный, Параплан — полет на точность и Параплан — парящий полет.

Заключение

Доказана на практике возможность занятий детьми парапланерным спортом с 10 лет. Разработана методика раннего обучения детей парапланерному спорту.