поиск

Выступление на заседании Общественного совета при Росавиации 29 ноября 2023 года

Выступление на заседании Общественного совета при Росавиации

29 ноября 2023 года (Полный текст читать в файле)

Сверхлегкая авиация в мире — самый массовый сегмент гражданской авиации. В силу простоты и надежности своей конструкции, малого веса, сверхлегкие воздушные суда являются самыми безопасными пилотируемыми ВС, их кинетическая энергия из курса физики равна произведению сверхмалого веса на малую скорость. Исходя из этих параметров и должны формироваться нормативные требования к сверхлегким воздушным судам.

В 2012 году Президент Р Ф совершил известный «полет надежды» самостоятельно пилотируя сверхлегкое воздушное судно — дельталет. До начала его обучения, федеральная служба охраны тщательно проанализировала безопасность полетов и надежность сверхлегких воздушных судов. При малейших сомнениях, вряд ли бы эти полеты состоялись.

Если взглянуть на статистику происшествий с СВС, увидим, что почти отсутствует такая причина, как неисправность техники, даже в том сегменте, который никем не регулируется.

На официальных международных соревнованиях, проходящих под эгидой FAI, никто не спрашивает СЛГ на твой самолет, для сверхлегкого воздушного судна достаточно заявления спортсмена, что судно исправно.

В ФАП-147, учитывая простоту конструкции сверхлегких воздушных судов, хотя бы закреплено, что обладатель свидетельства пилота СВС может осуществлять техническое обслуживание своего воздушного судна. Однако для специалиста по ТО с квалификационной отметкой А7, который также легко в одиночку обслуживает СВС, существуют избыточные требования сертифицироваться, как организации по ТО.

Процедура получения сертификата летной годности (СЛГ) для сверхлегких воздушных судов по ФАП-273 никак не отражает реальное состояние техники. В стадии общественного обсуждения этих ФАП (тогда они назывались ФАП-300) были учтены многие предложения, однако к моменту утверждения суть ФАП заметно поменялась. Сертификационные центры начали лихорадочно сертифицироваться как организации по ТО, хотя никакого обслуживания техники они не производят, а только оформляют заключения о соответствии. Безопасность полетов сверхлегких воздушных судов, в силу простоты их конструкции, обеспечивается исключительно грамотной эксплуатацией и ответственность за это несет эксплуатант. Нельзя требовать от специалистов центров по техническому обслуживанию выдавать заключение о летной годности сроком на два года для чужой авиатехники. Это заключение должны давать специалисты по техническому обслуживанию эксплуатанта СВС. СЛГ для СВС должен быть бессрочным с возможностью контрольных проверок в эксплуатации.

Стоимость получения СЛГ для этих простейших воздушных судов порядка 50 тысяч в год. А теперь представьте если бы вы за прохождение техосмотра своего личного автомобиля, который сложнее по конструкции чем сверхлегкое воздушное судно, платили бы ежегодно такие же деньги. Не удивительно, что большинство индивидуальных владельцев сверхлегких воздушных судов не идут на получение СЛГ. Таким образом, финансово лишают многих законопослушных граждан возможности легально использовать воздушное пространство.

Для получения СЛГ на СВС первоначально требуется контрольный полет пилотом экспериментальной авиации, который зачастую не имеет такого практического опыта, какой имеют профессиональные пилоты СВС. Есть примеры, когда такой полет на многократном облётанном воздушном судне для пилота экспериментальной авиации заканчивался аварией, тяжелыми травмами и разбитой техникой.

В межсертификационный период нередко на СВС требуется заменить винты, двигатели, иные элементы конструкции на аналогичные. Некоторые Территориальные управления после этого требуют повторного облета и получения СЛГ, хотя ни весовые, ни летные характеристики ВС не изменились.

Необходимо привести требования к процедурам поддержания летной годности в соответствие со спецификой СВС.

Предлагаем обратиться в Минтранс России о необходимости внесения соответствующих изменений в ФАП-273, ФАП-285 (с 1 марта 2024 г. ФАП-109) в части сверхлегких воздушных судов.