поиск

Выступление в Минсельхозе по выполнению АХР в сезоне 2024 года (05 февраля 2024 года)


Выступление в Минсельхозе по выполнению АХР в сезоне 2024 года

05 февраля 2024 года

Для России сейчас непростые времена. Президент указал, что каждый на своём месте должен работать на результат.

Сохранение качественного урожая зерновых в современных условиях невозможно без работы сельхозавиации по защите полезных растений от сорняков, вредителей, болезней.

Защитные Авиационно-химические работы (АХР) проводятся сейчас в основном сверхлегкими воздушными судами (СВС).

С началом СВО в 2022 году Министерством обороны РФ была введена зона ограничения полетов, в которой оказались самые хлебные регионы России. Это тысячи заявок от сельхозпроизводителей в период проведения АХР. В 2023 году был принят аналогичный порядку 2022 года Порядок выполнения авиационных работ.

Однако из-за перегибов в его реализации, в отличие от сезона 2022 года, реально до 20 апреля 2023 года не было получено ни одного разрешения.

В результате на юге России оказались сорваны сроки химпрополки. Сельхозпроизводители и руководители ряда районов вынуждены были напрямую обращаться в НЦУО, в Правительство РФ и т.д. Зона ограничения полетов превратилась в зону запрета работы сельхозавиации. Следствием стали потери обьёма и качества урожая 2023 года.

Многие региональные власти устранились от участия в оперативном решении проблемы, считая это проблемой авиаторов.

При этом в регионах давно не ведется учет потребности сельхозпроизводителей в авиационных работах, не дается оценка о наличии и количестве ВС.

По сведениям Росавиации ежегодно в РФ с воздуха обрабатывается порядка
8 млн га посевных площадей, а согласно обзору «Россельхозцентра» - в 5 раз меньше.

Такое расхождение – следствие того, что на местах смотрят на количество закупленных в районе химпрепаратов, разрешённых Каталогом пестицидов к авиационному применению методом УМО, затем делят на норму внесения и сообщают эти заниженные данные с «благой» целью не показывать нарушения аграриев, которые, опираясь на свой многолетний опыт, работают иными препаратами.

Искажение статистических данных о работе сельхозавиации приводит к невозможности принятия правильных управленческих решений на государственном уровне и сдерживает развитие сельхозавиации в России.

Ситуацию с несовершенством Каталога можно быстро исправить по аналогии с беспилотниками, о которых в Постановлении Правительства № 1510 сказано: для внесения СЗР могут использоваться все типы препаратов, включенные в Каталог. Достаточно распространить эти положения и на сверхлёгкие воздушные суда, поскольку они работают по такой же технологии УМО, на тех же скоростях и высотах.

В том числе одной из причин своевременного неполучения разрешения на полеты сельхозавиацией были искажения должностным лицом Минобороны этого Порядка, а именно:

  1. Согласно Порядку: «К выполнению авиационных работ допускаются воздушные суда, оборудованные устройствами спутниковой системы навигации и автоматической передачи данных о местоположении и параметрах полета (трекерами) с использованием спутниковой системы связи и по сетям стандарта GSM». В русском языке это означает, что данные можно передавать и через спутник, и через сеть GSM.

В искажение Порядка ответственное лицо НЦУО отказывает в разрешении на проведение полетов сельхозавиации и требует установить на воздушные суда (ВС) только трекеры, передающих данные обязательно с использованием спутниковой системы связи. При этом ни одно разрешение на выполнение полетов ВС с трекерами с передачей данных по сетям стандарта GSM так и не было получено.

ЮМТУ Росавиации однозначно заявило, что данное требование является нарушением Порядка и приведет к выполнению авиаработ без получения разрешения на ИВП, что в свою очередь приведет к негативному влиянию на безопасность полетов в целом.

Спутниковые трекеры дорогостоящие, из импортных комплектующих, их не оказалось в нужных количествах. В процессе работы выяснилось, что сигнал передачи данных через спутники не устойчив. Все сельхозсамолёты согласно Порядка МО в 2022 году были оборудованы трекерами GSM, очень надёжно работающими, в результате мы на своих экранах отметку ВС через GSM видим, а диспетчер зонального центра через спутник не видит, разрешение на вылет не даётся, а рядом с пилотом стоит аграрий, который неделю ждал долгожданный самолёт и не понимает, почему утекают драгоценные часы, поскольку обработки ведутся в сжатые часы рано утром и поздно вечером.

Информация со спутниковых трекеров передаётся через американскую спутниковую группировку «Иридиум». Информация о полёте наших бортов сливается в открытую сеть интернет, наберите flyrf.ru и увидите сельхозсамолёты и беспилотники со всеми поворотными точками. Любой враг бери и прикрывайся нашей отметкой.

Непонятно, почему не дали работать через трекеры GSM, отлично отработавших в 2022 году и передающие данные через нашу внутреннюю сеть сотовой связи.

  1. Согласно Порядка на первоначальном этапе НЦУО проверяет на основе поданной заявки эксплуатантом соответствие ВС «требованиям по дооборудованию устройством для автоматической передачи данных о местонахождении и параметрах полета (трекер)».

В искажение Порядка ответственное лицо НЦУО отказывает в разрешении на проведение полетов и требует указывать в заявке дополнительно координаты точек и радиус предполагаемого места выполнения АХР.

Однако время, место, оптимальные сроки фактического выполнения работ определяются конкретно сельхозпроизводителем, исходя из фитосанитарной

обстановки и погодных условий. В результате, выполняя избыточное требование ответственного лица НЦУО, авиапредприятие вынуждено заранее давать в заявке сразу большое количество возможных точек выполнения работ (исходя из структуры посевных площадей конкретных сельхозпризводителей), что значительно и необоснованно перегружает работу по согласованию теоретически возможных мест работы ВС и практически не соответствует реальному впоследствии использованию воздушного пространства при подаче плана полетов.

В хозяйстве выясняется, что нужно обработать засеянное в этом году поле, а его координаты не подали месяц назад в заявке. И начинается: лётчики, выключите свой трекер, тут рядом, вам работы на. полчаса, а у меня весь урожай пропадёт.

Внести в заявку новые точки мне нужно за 4 дня до работы, при этом с момента подачи новой заявки, прежняя аннулируется, все мои ВС останавливаются.

НЦУО через 4 дня заявку так и не согласовывает, ты начинаешь, уже минуя зональный центр, туда дозваниваться, тебе отвечают: да у вас слишком много точек, мы пересчитали ваши радиусы, как вы собираетесь всю эту площадь обработать, а почему на берегу водохранилища?, вы, наверное, на рыбалку летаете…А ты пытаешься обьяснить, что ты не всю площадь круга обрабатываешь: на одном краю 100 га и на другом 200 га; поля расположены на берегу и ты вовсе не на рыбалку…

При этом разрешение на полет в конкретной точке в конкретное время даёт или не даёт дежурный из в/ч 40911 исходя из оперативной обстановки. Так зачем же нужно было угадывать, заявлять и согласовывать эту точку выполнения АХР за месяц вперёд?

Предложения:

В целях соблюдения баланса интересов между обеспечением обороноспособности и продовольственной безопасности Российской Федерации:

  1. Обеспечить возможность выполнения АХР в зоне ограничения полетов в оптимальные агротехнические сроки.
  2. Организацию работы по выдаче разрешений на использование воздушного пространства в районе временного режима проводить в строгом соответствии с определенным в 2023 году Порядком, а именно:
  • снять ограничение на получение разрешения на выполнение полетов ВС, оборудованных трекерами с передачей данных по сетям стандарта GSM;
  • исключить не указанное в Порядке требование в заявке на исключение из временного режима, предусматриающего проверку соответствия ВС по дооборудованию устройством для автоматической передачи данных о местонахождении и параметрах полета дополнительно указывать координаты точек и радиус предполагаемого места выполнения АХР.
  1. В регионах:
  • создать оперативные штабы по выполнению авиционных работ, исходя из потребности в этих работах сельхозпроизводителей;
  • создать условия для развития сельхозавиации, в том числе беспилотной;
  • обеспечить учет и формирование достоверной информации об объемах авиационных работ, применяемых технологиях и технических средствах, временно сняв ограничения, накладываемые Каталогом.

4. Рекомендовать Росавиации разместить актуальную информацию на сайтах территориальных управлений об эксплуатантах, выполняющих авиационные работы, в том числе данных о ВС, соответствующих требованиям согласованного Порядка.